геометрия вокруг нас 7-8 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Администрация Городского округа Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

директор МАОУ СОШ
№4

________________________

________________________

руководитель ШМО
Терентьева О.М.
Протокол №1 от «04»
августа 2023 г.

Е. А. Нехай
Приказ №82 от «04»
августа 2023 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для 7-8 класса

«Геометрия вокруг»

Верхний Тагил
2022

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности учебного курса геометрии для 7-8 класса
«Геометрия вокруг нас» основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
на основе примерных программ основного общего образования по геометрии
Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету
геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий.
Предлагаемый курс предназначен для развития интеллектуальных способностей учащихся,
для формирования элементов логической грамотности, коммуникативных умений учащихся с
применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств
обучения.
Курс имеет практико-ориентированную направленность. Для наиболее успешного усвоения
материала планируются различные формы работы с учащимися: групповые, индивидуальные, работа в
парах, исследовательская работа учащихся. Специально подобранные практические задачи и задания
позволяют значительно расширить возможности для развития мышления и речи учащихся,
разнообразить методы и приемы решения задач, расширить их представление о способах решения,
способствуют развитию школьников, формируют у них интерес к решению задач и к самой
математике.
Содержание курса «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету,
развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться,
рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть
использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики.
Основная цель курса внеурочной деятельности:
Расширение и углубление теоретического и практического содержание курса планиметрии,
развитие познавательного интереса к геометрии, развитие умения применять знания на практике, в
новой ситуации, приводить аргументированное решение.
Задачи курса:
Обучающие:
Поддержка базового курса геометрии.
Выявление и развитие математических способностей учащихся.
Интеграция знаний учащихся в изобразительном искусстве, архитектуре, декоративно
прикладном творчестве.
Формирование обще учебных умений.
Воспитательные:
Формировать навыки самостоятельной работы;
Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности;
Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих
способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Курс «Геометрия вокруг нас» позволяет ввести учащихся в мир общечеловеческой культуры,
является носителем метода познания мира. Данный курс рассчитан на 34 часа.
Новизна:
Содержание курса «Геометрия вокруг нас» направлено на развитие мышления ребенка: гибкость
его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение, способность к оперированию

образами. Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом,
огромными возможностями для эмоционального и культурного развития человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета, курса
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной
программы ООО. Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих
умений и качеств:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию;
- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному
эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Познавательные УУД:
- умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;
- умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и
выводы;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);
- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
задач. Коммуникативные УУД:
- развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих
умений:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения
в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин,
применение в повседневной жизни;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации),
точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую
терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический,
графический);
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных
геометрических объектах;
- умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения
учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах;
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Обучающиеся должны знать/понимать/иметь представление:
иметь представление об истории развития геометрии;
знать свойства геометрических фигур
знать алгоритм решения некоторых геометрических задач
Обучающиеся должны уметь:
распознавать и изображать геометрические фигуры;
строить грамотный чертеж;
читать математический текст, правильно анализировать условие задачи;
выбирать наиболее рациональный метод решения и обосновывать его;
точно излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

-

производить простейшие измерения и построения с помощью циркуля и линейки;
решать задачи на вычисление и построение;

Содержание учебного курса
7 класс
Из истории геометрии. Предмет – геометрия. История возникновения и развития геометрии.
Занимательные исторические факты. Знаменитые ученые, внесшие вклад в развитие геометрии. Как
Фалес посрамил гарпедонаптов. Из Вавилона в Грецию. Эратосфен измеряет Землю. Архимед
применяет геометрию для обороны. Геометрия в старых русских книгах.
Геометрия на плоскости
Простейшие геометрические фигуры. История возникновения геометрических названий.
Треугольники. Четырёхугольники. Многоугольники. Правильные многоугольники. Узоры из
правильных многоугольников. Танграм. Соразмерность. Геометрия вокруг нас. Оригами –
искусство складывания из бумаги. Изготовление коллекции оригами. Задачи на разрезание и
складывание фигур
Измерение геометрических величин.
Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины. Площади фигур. . Единицы измерения
площади. Методы и способы измерения площади. Палетка. Развертки куба, параллелепипеда.
Площадь фигур на клетке по формуле Пика Объемы тел. Практическая работа «Объемы».
Вычисление площади и объема.
Геометрические фигуры в пространстве
Многогранники, их элементы. Виды многогранников. Многогранники в истории математики.
Платоновы тела. Модели многогранников. Построение моделей многогранников. Куб. Элементы
куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Игры и головоломки с кубом,
параллелепипедом.
8 класс
Симметрия (2 часа).
Симметрия. Виды симметрии. Использование симметрии в жизни человека. Осевая симметрия.
Центральная симметрия. Развитие «геометрического зрения». Геометрические головоломки.
Практическая геометрия
Геометрия в лесу. Геометрия у реки. Геометрия в открытом поле. Геометрия у дороги.
Походная геометрия без формул и таблиц. Решение занимательных геометрических задач. Защита
творческих проектов.
Большое и малое в геометрии. Геометрическая экономия.
Задачи на построение
Построение с помощью циркуля и линейки середины отрезка, серединного перпендикуляра,
угла, равного данному, биссектрисы угла, треугольника по заданным условиям.
Построение правильных многоугольников. Геометрические построения на местности
Тематическое планирование
7 класс
Наименование раздела, темы
Количество
часов (всего)
Из истории геометрии.
2
Геометрия на плоскости Плоские фигуры
5
Измерение геометрических величин.
7
Геометрические фигуры в пространстве
3
Итого
17
8 класс
Наименование раздела, темы
Симметрия
Практическая геометрия
Задачи на построение
Итого

Количество
часов (всего)
5
7
5
17

Календарно-тематическое планирование 7 класс
Номер
урока
1

Тема урока
План

Дата
Факт

1. Из истории геометрии - 2 ч.
Как возникла геометрия. История развития геометрии
(за страницами учебника)

2

Геометрия в старых русских книгах
2. Геометрия на плоскости - 5 часов

3

Тетрапецион четырехугольный. О названиях геометрических
фигур

4

Многоугольники. Правильные многоугольники. Узоры из правильных
многоугольников.

5

Как уложить паркет. Сотни фигур из семи частей.

Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление коллекции оригами.
Задачи на разрезание и складывание фигур
7
Геометрия вокруг нас. Геометрические проблемы. Не верь глазам своим
3. Измерение геометрических величин. 6 часов
8
Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины.
9
Периметр. Методы и способы измерения периметра
10
Площади фигур. Единицы измерения площади.
11
Методы и способы измерения площади. Палетка. Развертки куба, араллелепипеда.
12
Площадь фигур на клетке по формуле Пика
13
Объемы тел. Практическая работа «Объемы».
4. Геометрические фигуры в пространстве – 4 часов
14
Многогранники, их элементы. Виды многогранников.
6

15
16
17

Многогранники в истории математики. Платоновы тела.
Модели многогранников. Построение моделей многогранников.
Куб. Элементы куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Игры и
головоломки с кубом, параллелепипедом.

Календарно-тематическое планирование 8 класс
Номер
Тема урока
урока
1. Симметрия - 5 ч.
1
Симметрия. Мир симметрии и симметрия мира
2
Виды симметрии. Осевая симметрия. Центральная симметрия.
3
Использование симметрии в жизни человека. «Золотое сечение»
4
Геометрические головоломки.
5
Симметрия помогает решать задачи
2. Практическая геометрия - 7 часов
6

Геометрия в лесу

7
Геометрия у реки.
8
Геометрия в открытом поле.
9
Геометрия у дороги.
10
Походная геометрия без формул и таблиц.
11
Решение занимательных геометрических задач.
12
Большое и малое в геометрии. Геометрическая экономия.
3. Задачи на построение. 5 часов
13
Построение с помощью циркуля и линейки
14
Построение с помощью циркуля и линейки
15
Построение правильных многоугольников
16
Построение правильных многоугольников
17
Геометрические построения на местности

План

Дата
Факт

Литература
1. Перельман Я.И. Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома. – Время года, 2006.
2. Л.С.Атанасян и др. «Геометрия 7-9».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».