МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Администрация Городского округа Верхний Тагил МАОУ СОШ № 4 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО директор МАОУ СОШ №4 ________________________ ________________________ руководитель ШМО Терентьева О.М. Протокол №1 от «04» августа 2023 г. Е. А. Нехай Приказ №82 от «04» августа 2023 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-8 класса «Геометрия вокруг» Верхний Тагил 2022 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности учебного курса геометрии для 7-8 класса «Геометрия вокруг нас» основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерных программ основного общего образования по геометрии Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Предлагаемый курс предназначен для развития интеллектуальных способностей учащихся, для формирования элементов логической грамотности, коммуникативных умений учащихся с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Курс имеет практико-ориентированную направленность. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: групповые, индивидуальные, работа в парах, исследовательская работа учащихся. Специально подобранные практические задачи и задания позволяют значительно расширить возможности для развития мышления и речи учащихся, разнообразить методы и приемы решения задач, расширить их представление о способах решения, способствуют развитию школьников, формируют у них интерес к решению задач и к самой математике. Содержание курса «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Основная цель курса внеурочной деятельности: Расширение и углубление теоретического и практического содержание курса планиметрии, развитие познавательного интереса к геометрии, развитие умения применять знания на практике, в новой ситуации, приводить аргументированное решение. Задачи курса: Обучающие: Поддержка базового курса геометрии. Выявление и развитие математических способностей учащихся. Интеграция знаний учащихся в изобразительном искусстве, архитектуре, декоративно прикладном творчестве. Формирование обще учебных умений. Воспитательные: Формировать навыки самостоятельной работы; Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету; Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца. Развивающие: Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию; Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Курс «Геометрия вокруг нас» позволяет ввести учащихся в мир общечеловеческой культуры, является носителем метода познания мира. Данный курс рассчитан на 34 часа. Новизна: Содержание курса «Геометрия вокруг нас» направлено на развитие мышления ребенка: гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение, способность к оперированию образами. Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и культурного развития человека. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО. Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию; - формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи; - развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; - формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; - воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; - формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; - развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД. Регулятивные УУД: - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; Познавательные УУД: - умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы; - умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы; - умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы); - умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач. Коммуникативные УУД: - развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений: - овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни; - умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический); - владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах; - умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах; Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Обучающиеся должны знать/понимать/иметь представление: иметь представление об истории развития геометрии; знать свойства геометрических фигур знать алгоритм решения некоторых геометрических задач Обучающиеся должны уметь: распознавать и изображать геометрические фигуры; строить грамотный чертеж; читать математический текст, правильно анализировать условие задачи; выбирать наиболее рациональный метод решения и обосновывать его; точно излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий; - производить простейшие измерения и построения с помощью циркуля и линейки; решать задачи на вычисление и построение; Содержание учебного курса 7 класс Из истории геометрии. Предмет – геометрия. История возникновения и развития геометрии. Занимательные исторические факты. Знаменитые ученые, внесшие вклад в развитие геометрии. Как Фалес посрамил гарпедонаптов. Из Вавилона в Грецию. Эратосфен измеряет Землю. Архимед применяет геометрию для обороны. Геометрия в старых русских книгах. Геометрия на плоскости Простейшие геометрические фигуры. История возникновения геометрических названий. Треугольники. Четырёхугольники. Многоугольники. Правильные многоугольники. Узоры из правильных многоугольников. Танграм. Соразмерность. Геометрия вокруг нас. Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление коллекции оригами. Задачи на разрезание и складывание фигур Измерение геометрических величин. Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины. Площади фигур. . Единицы измерения площади. Методы и способы измерения площади. Палетка. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь фигур на клетке по формуле Пика Объемы тел. Практическая работа «Объемы». Вычисление площади и объема. Геометрические фигуры в пространстве Многогранники, их элементы. Виды многогранников. Многогранники в истории математики. Платоновы тела. Модели многогранников. Построение моделей многогранников. Куб. Элементы куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. 8 класс Симметрия (2 часа). Симметрия. Виды симметрии. Использование симметрии в жизни человека. Осевая симметрия. Центральная симметрия. Развитие «геометрического зрения». Геометрические головоломки. Практическая геометрия Геометрия в лесу. Геометрия у реки. Геометрия в открытом поле. Геометрия у дороги. Походная геометрия без формул и таблиц. Решение занимательных геометрических задач. Защита творческих проектов. Большое и малое в геометрии. Геометрическая экономия. Задачи на построение Построение с помощью циркуля и линейки середины отрезка, серединного перпендикуляра, угла, равного данному, биссектрисы угла, треугольника по заданным условиям. Построение правильных многоугольников. Геометрические построения на местности Тематическое планирование 7 класс Наименование раздела, темы Количество часов (всего) Из истории геометрии. 2 Геометрия на плоскости Плоские фигуры 5 Измерение геометрических величин. 7 Геометрические фигуры в пространстве 3 Итого 17 8 класс Наименование раздела, темы Симметрия Практическая геометрия Задачи на построение Итого Количество часов (всего) 5 7 5 17 Календарно-тематическое планирование 7 класс Номер урока 1 Тема урока План Дата Факт 1. Из истории геометрии - 2 ч. Как возникла геометрия. История развития геометрии (за страницами учебника) 2 Геометрия в старых русских книгах 2. Геометрия на плоскости - 5 часов 3 Тетрапецион четырехугольный. О названиях геометрических фигур 4 Многоугольники. Правильные многоугольники. Узоры из правильных многоугольников. 5 Как уложить паркет. Сотни фигур из семи частей. Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление коллекции оригами. Задачи на разрезание и складывание фигур 7 Геометрия вокруг нас. Геометрические проблемы. Не верь глазам своим 3. Измерение геометрических величин. 6 часов 8 Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины. 9 Периметр. Методы и способы измерения периметра 10 Площади фигур. Единицы измерения площади. 11 Методы и способы измерения площади. Палетка. Развертки куба, араллелепипеда. 12 Площадь фигур на клетке по формуле Пика 13 Объемы тел. Практическая работа «Объемы». 4. Геометрические фигуры в пространстве – 4 часов 14 Многогранники, их элементы. Виды многогранников. 6 15 16 17 Многогранники в истории математики. Платоновы тела. Модели многогранников. Построение моделей многогранников. Куб. Элементы куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. Календарно-тематическое планирование 8 класс Номер Тема урока урока 1. Симметрия - 5 ч. 1 Симметрия. Мир симметрии и симметрия мира 2 Виды симметрии. Осевая симметрия. Центральная симметрия. 3 Использование симметрии в жизни человека. «Золотое сечение» 4 Геометрические головоломки. 5 Симметрия помогает решать задачи 2. Практическая геометрия - 7 часов 6 Геометрия в лесу 7 Геометрия у реки. 8 Геометрия в открытом поле. 9 Геометрия у дороги. 10 Походная геометрия без формул и таблиц. 11 Решение занимательных геометрических задач. 12 Большое и малое в геометрии. Геометрическая экономия. 3. Задачи на построение. 5 часов 13 Построение с помощью циркуля и линейки 14 Построение с помощью циркуля и линейки 15 Построение правильных многоугольников 16 Построение правильных многоугольников 17 Геометрические построения на местности План Дата Факт Литература 1. Перельман Я.И. Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома. – Время года, 2006. 2. Л.С.Атанасян и др. «Геометрия 7-9».