РП обществознание 6-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
администрация го Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
руководитель ШМО Сидорова Светлана Валентиновна
приказ № 1
от «4» август 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №4
Нехай Елена Александровна
приказ № 82
от «4» август 2023 г.
Редактировать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3417614)

учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 6-9 классов

г. Верхний Тагил 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией
преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет
ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать
учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом,
с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности,
готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания различных источников
социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и
утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:










воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности
базовым ценностям нашего народа;
развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции
Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников
подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих
общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых
для участия в жизни гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском
обществе;



формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов.
Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
Содержание обучения
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение.
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные,
духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Общество, в котором мы живём.
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности
экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб,
Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных
государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение





















осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности человека и её видах, образовании, правах и
обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать основные
потребности человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными
возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и общества;
приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в группе;
конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в
группах;
классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;
сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, познания человеком мира и самого
себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и
общения в школе, семье, группе сверстников;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со
сверстниками, старшими и младшими;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из
разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями
здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;
приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с
представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём



осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях
в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества,
глобальных проблемах;

















характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные
российские духовно-нравственные ценности, особенности информационного общества;
приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем;
классифицировать социальные общности и группы;
сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования;
устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных участников экономики;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей
явлений, процессов социальной действительности;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к
проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей российского народа;
решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение
экологической проблемы);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни,
основных сфер жизни общества;
извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества;
использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав
потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.



№
п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Человек и его социальное окружение
1.1 Социальное становление человека

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

6

введите значение

Практические
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

введите значение [[Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f415294]]
1.2
1.3

Деятельность человека. Учебная деятельность
школьника
Общение и его роль в жизни человека

4
2

введите значение

введите значение [[Библиотека ЦОК

введите значение

https://m.edsoo.ru/7f415294]]
введите значение [[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294]]

№
п/п

1.4

Наименование разделов и тем программы

Человек в малой группе

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

7

1

Практические
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

введите значение [[Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f415294]]
Итого по разделу

19

Раздел 2. Общество, в котором мы живём
2.1 Общество — совместная жизнь людей

2

введите значение

введите значение [[Библиотека ЦОК

2.2

Положение человека в обществе

1

введите значение

введите значение

2.3

1

введите значение

введите значение

2.4

Роль экономики в жизни общества. Основные
участники экономики
Политическая жизнь

2

введите значение

введите значение

2.5

Культурная жизнь

1

введите значение

введите значение

2.6

Развитие общества

3

введите значение

введите значение

Итого по разделу

10

Защита проектов, итоговое повторение

4

1

https://m.edsoo.ru/7f415294]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294]]

введите значение [[Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f415294]]
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

2

0

Содержание обучения

8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.

Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское
обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники
доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и
денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в Интернете.
8 КЛАСС .ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек в экономических отношениях




осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме
рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и
денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и
финансовом рынке; функции денег;





















приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных функций различных финансовых
посредников; использования способов повышения эффективности производства;
классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики;
сравнивать различные способы хозяйствования;
устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения
основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли
и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё
отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях
ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные
взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о
свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безработицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с
различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения
производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе
рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности производства, распределения
семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа
потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг),
осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры




осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации,
о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего
общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;















приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию личности; правил
информационной безопасности;
классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё
отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в
модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в
жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в разных формах (описательную,
графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с
особенностями аудитории и регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.


№
п/п

8 КЛАСС
Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1 Экономика — основа жизнедеятельности
человека
1.2 Рыночные отношения в экономике

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

5

введите значение

введите значение

5

введите значение

введите значение

1.3

Финансовые отношения в экономике

5

введите значение

введите значение

1.4

Домашнее хозяйство

1

введите значение

введите значение

1.5

Экономические цели и функции государства

4

1

введите значение

Итого по разделу

20

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]]

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1 Культура, её многообразие и формы



Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

введите значение

введите значение

2.2

Наука и образование в Российской Федерации

4

введите значение

введите значение

2.3

Роль религии в жизни общества

2

введите значение

введите значение

2.4

Роль искусства в жизни человека

1

введите значение

введите значение

2.5

Роль информации в современном мире

2

введите значение

введите значение

1

введите значение

Итого по разделу

11

Защита проектов, итоговое повторение

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]]

Содержание обучения
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское
государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская
Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и
возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
Планируемые результаты
Человек в политическом измерении























осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о
конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях;
характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на
основе его функций; правовое государство;
приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим режимом; реализации
функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного
участия граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;
классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы общественнополитических организаций;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и
недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику,
политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум;
устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством; между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения политической деятельности в обществе; для
объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли
гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном
обществе и государстве;
определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых
норм;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики;
выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения;
овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов
обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях
государства, политических партий, формах участия граждан в политике;
искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из
разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и
референдуме;
оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия
гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной
жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой
и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты.

Гражданин и государство



















осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, государственнотерриториальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных
направлениях внутренней политики Российской Федерации;
характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное государство,
как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и
Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;
приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов
государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования,
бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства,
в том числе от терроризма и экстремизма;
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших органов
государственной власти Российской Федерации;
сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов Российской
Федерации;
устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской
Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;
использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в
отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции;
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к
нашей стране политике «сдерживания»;
решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в
международных отношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности
высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с
экстремизмом и международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской
Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной
власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из
предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной
власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;









анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о
ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с
собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества,
уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять
результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при использовании портала государственных услуг;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений















осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации
личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства;
приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства;
классифицировать социальные общности и группы;
сравнивать виды социальной мобильности;
устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий и конфликтов;
использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей;
аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным
этносам;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося
поведения и его видов;
осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации
личности);
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве
народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;
анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию из адаптированных источников, учебных
материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных
ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию;





оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения;
использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания
между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире












осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах;
характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;
приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на
возможности профессионального выбора и карьерного роста;
сравнивать требования к современным профессиям;
устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и
письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к
современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности
коммуникации в виртуальном пространстве;
осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации;
непрерывного образования; выбора профессии;
осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её
последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе.
9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы
Всего

Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1 Политика и политическая власть

3

1.2 Участие граждан в политике

3

Итого по разделу

6

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]
введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 2. Гражданин и государство
2.1 Основы конституционного строя Российской
Федерации
2.2 Высшие органы публичной власти в Российской
Федерации
2.3 Государственно-территориальное устройство
Российской Федерации
2.4 Конституция Российской Федерации о правовом статусе
человека и гражданина
Итого по разделу
Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1 Социальные общности и группы

Всего

2
2
2
2

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]
введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]
введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]
1
введите значение [[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]

8
2

3.2 Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её
функции
3.3 Этносы и нации в современном обществе. Социальная
политика Российского государства
3.4 Отклоняющееся поведение и здоровый образ жизни

4

Итого по разделу
Раздел 4. Человек в современном изменяющемся мире

11
4

Защита проектов, итоговое повторение

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

3
2

введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]
введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]
введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]
введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]
введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]
1
введите значение [[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».