КБЖ 1-4 кл

1

Курс
«Культура безопасности жизнедеятельности» (КБЖ)
(социальное направление)
Планируемые результаты
1 класс
Должны знать:
- общие понятия и чрезвычайные ситуации. Что такое авария на производстве,
экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
- основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые
условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
- общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах
насекомых, кровотечениях;
- наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги при высадке из
транспортного средства;
- правила безопасного поведения в парке, скверах. В лесу, понятие об ориентировании
на местности;
- опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
Метапредметные результаты:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при рассмотрении и анализе
разных ситуаций и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные средства для
успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников.
2 класс
Должны знать:
- чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при
движении по льду водоемов;
- правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных
местах;
- правила безопасного поведения в лесу, в поле;
- возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование,
правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.; ядовитые растения, грибы, ягоды.
Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; от чего зависит наше
здоровье.
- Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы,
мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое
неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес; травмы, порезы,
ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
- какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного
происхождения. Наводнения, причины наводнений; как оповещают население о чрезвычайных
ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
- овладение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
2

- использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов;
- овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений.
3 класс:
Должны знать:

чем опасны водоёмы зимой, какие меры предосторожности следует принять при
движении по льду водоёмов;

правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и
необорудованных местах;

правила безопасного поведения в лесу, в поле;

возможные опасные ситуации при движении по открытой местности:
ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;

ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными
животными и насекомыми;

от чего зависит наше здоровье? Как живёт наш организм? Наши органы: головной
мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок
и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный
вес.

Травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки.

Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного
происхождения. Наводнения, причины наводнений.

Как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать
по сигналу «Внимание всем!».
Учащиеся должны уметь:

Правильно переходить по льду.

Правильно вести себя на пляже.

Ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой.

Уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми,
суметь защититься от них.

Уметь распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами.

Оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге
или обморожении.

Уметь действовать при сигнале «Внимание всем!»
Метапредметных результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

3

- использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
4 класс:
Должны знать:

правила перехода дороги;

правила движения на велосипедах;

правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом,
обязанности пассажиров;

основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при
катании на лодке;

способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;

как ориентироваться на местности;

как организовать безопасную переправу через водную преграду: меры пожарной
безопасности при разведении костра;

когда следует вызвать «скорую помощь» и порядок её вызова;

основные понятия - «здоровье», «здоровый образ жизни»

факторы, влияющие на состояние здоровья - (курение, алкоголь, токсикомания).
Учащиеся должны уметь:

правильно переходить дорогу, перекрёсток;

ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и
местным признакам;

определять расстояние по карте и по местности;

организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;

завязать 1-2 вида узлов;

развести и погасить костёр;

вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах,
ушибах, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе
насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;
4


оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук,
бедра, колена).
Метапредметные результаты:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать
причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по
следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи
опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты
своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать
идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и
новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве,
экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
II. Основы здорового образа жизни
2.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и
укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня,
профилактика переутомления.
2.2. Основы личной гигиены
Умывание
и
купание.
Как
ухаживать
за
своим
телом.
III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста
Ожоги. Как уберечься от ожогов.
3.2. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых
Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.
IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения
обучающихся
4.1. Безопасное поведение дома
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их
профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым.
Электричество
и
газ
как
источники
возможной
опасности.
Лекарства
и
средства
бытовой
химии
как
источники
опасности.
«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище,
на балконах и лестничных клетках.
5

4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность.
Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону,
в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение
пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в
транспорте.
4.5. Безопасное поведение на природе
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону.
Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.
2 класс
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного
происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце
и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при
отравлении грибами.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения
обучающихся
3.1. Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на
пляже.
Уроки плавания:
— подготовительные упражнения для освоения в воде;
— техника спортивного плавания «кроль на груди».
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах
проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу.
Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила
поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными
животными и насекомыми, меры защиты от них.
6

3.3. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности
пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
3 класс
I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения
обучающихся
1.1. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы,
подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта.
Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по
загородной дороге.
1.2. Мы — пассажиры
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное
средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила
поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного
поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
1.4. Безопасное поведение дома
Лифт — наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика
отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным
отоплением.
1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по
телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими
веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь
при отравлении угарным газом.
III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
3.1. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры
стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели,
наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания
речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
4 класс
7

I. Основы здорового образа жизни
1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и
безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых
отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Профилактика
инфекционных
заболеваний.
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и
физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская
помощь
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и
растяжения связок.
Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание
инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской
помощи
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
Правила обработки ран. Перевязка ран.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме
кистей рук, бедра, колена).
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения
обучающихся
3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в
1—3 классах)
Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту.
Опасная высота
3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах)
Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы,
подаваемые водителями транспортных средств.
Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного
травматизма.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании
железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
3.3. Безопасное поведение на природе
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по
компасу, солнцу, часам и местным предметам.
Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер.
Меры пожарной безопасности при разведении костра.
3.4. Безопасное поведение на воде
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.
Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.
Реализация курса
8

Учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана для 1 — 4 класса
начальной школы.
На изучение предмета отводится 0,5 ч., всего на курс — 64 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 16 ч в год, во 2—4 классах — 16 ч в год (при 0,5 ч).

№
1
2
3
4

№
1
2
3
4

№
1
2
3
4

№
1
2
3
4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Тема занятия
Защита человека в чрезвычайных ситуациях
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения
обучающихся
Итого – 16 часов
2 класс
Тема занятия
Защита человека в чрезвычайных ситуациях
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения
обучающихся
Итого – 17 часов
3 класс
Тема занятия
Защита человека в чрезвычайных ситуациях
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения
обучающихся
Итого – 17 часов
4 класс
Тема занятия
Защита человека в чрезвычайных ситуациях
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения
обучающихся
Итого – 17 часов
Тематическое планирование курса составлено с учётом рабочей программы воспитания.
Формы и средства контроля, предоставления результатов
— выполнение практических работ
— самостоятельные работы
9

Кол-во
часов
3
1
1
11

Кол-во
часов
2
2
2
11

Кол-во
часов
4
3
2
8

Кол-во
часов
2
10
2
3

— практические работы
— творческие работы (сообщения, проекты, исследования)
— игра
— ролевая игра
— экскурсии и др.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».