Рабочая программа по литературе

Планируемые результаты освоения учебного предмета(литература).
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика,
проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание изученных литературных произведений;выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить
произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
2.Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий ,основных видов учебной деятельности.
2.1. Содержание предметной программы(литература)
Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста; понимания
авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и
творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-

литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Литературные произведения, предназначенные для обязательного
изучения
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность,
гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также
культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени.
Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем
этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии
литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.
Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный
компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что
содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:
- названо имя писателя с указанием конкретных произведений;
- названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется
автору программы или учителю);
- предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и
конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).
Русская литература XIX века
А.С.Пушкин
Стихотворения "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX."И путник усталый на Бога роптал..."),
"Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...", а также три стихотворения - по выбору.
Поэма "Медный всадник".
М.Ю.Лермонтов
Стихотворения "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар
в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...", а также три стихотворения - по выбору.
Н.В.Гоголь
Одна из петербургских повестей - по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
А.Н.Островский

Драма "Гроза" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).
И.А.Гончаров
Роман "Обломов".
И.С.Тургенев
Роман "Отцы и дети" .
Ф.И.Тютчев
Стихотворения "Silentium", "He то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...", "О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано
предугадать...", "К.Б." ("Я встретил вас - и все былое..."), а также три стихотворения - по выбору.
А.А.Фет
Стихотворения "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Еще майская ночь", а также
три стихотворения - по выбору.
А.К.Толстой
Три произведения - по выбору.
Н.А.Некрасов
Стихотворения "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам
говорит изменчивая мода..."), "О Муза! Я у двери гроба...", а также три стихотворения - по выбору.
Поэма "Кому на Руси жить хорошо".
Н.С.Лесков
Одно произведение - по выбору.
М.Е.Салтыков-Щедрин
"История одного города" (обзор).
Ф.М.Достоевский
Роман "Преступление и наказание".
Л.Н.Толстой
Роман-эпопея "Война и мир" .
А.П.Чехов
Рассказы "Студент", "Ионыч", а также два рассказа - по выбору.
Рассказы "Человек в футляре", "Дама с собачкой" (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
Пьеса "Вишневый сад".
Русская литература XX века
И.А.Бунин
Три стихотворения - по выбору.

Рассказ "Господин из Сан-Франциско", а также два рассказа - по выбору.
Рассказ "Чистый Понедельник".
А.И.Куприн
Одно произведение - по выбору.
М.Горький
Пьеса "На дне".
Одно произведение - по выбору.
Поэзия конца XIX - начала XX вв.
И.Ф.Анненский, К.Д.Бальмонт, А.Белый, В.Я.Брюсов, М.А.Волошин, Н.С.Гумилев, Н.А.Клюев, И.Северянин, Ф.К.Сологуб, В.В.Хлебников,
В.Ф.Ходасевич.
Стихотворения не менее двух авторов - по выбору.
А.А.Блок
Стихотворения "Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "В ресторане", "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На
поле Куликовом"), "На железной дороге", а также три стихотворения - по выбору.
Поэма "Двенадцать".
В.В.Маяковский
Стихотворения "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное", "Прозаседавшиеся", а также три
стихотворения - по выбору.
Поэма "Облако в штанах".
С.А.Есенин
Стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Мы теперь уходим понемногу...", "Письмо матери", "Спит
ковыль. Равнина дорогая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Русь Советская", а также три стихотворения - по выбору.
М.И.Цветаева
Стихотворения "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...",
"Тоска по родине! Давно...", а также два стихотворения - по выбору.
О.Э.Мандельштам
Стихотворения "NotreDame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до
слез...", а также два стихотворения - по выбору.
А.А.Ахматова
Стихотворения "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мне голос был. Он звал
утешно...", "Родная земля", а также два стихотворения - по выбору.
Поэма "Реквием".

Б.Л.Пастернак
Стихотворения "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", а также два
стихотворения - по выбору.
Роман "Доктор Живаго" (обзор).
М.А.Булгаков
Романы "Белая гвардия" или "Мастер и Маргарита".
А.П.Платонов
Одно произведение - по выбору.
М.А.Шолохов
Роман-эпопея "Тихий Дон" (обзор).
А.Т.Твардовский
Стихотворения "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...", а также два стихотворения - по выбору.
В.Т.Шаламов
"Колымские рассказы " (два рассказа - по выбору).
А.И.Солженицын
Повесть "Один день Ивана Денисовича" (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
Роман "Архипелаг Гулаг" (фрагменты)
Проза второй половины XX века
Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д.Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов,
Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин.
Произведения не менее трех авторов - по выбору.
Поэзия второй половины XX века
Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов,
Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов,В.А.Солоухин, А.А.Тарковский.
Стихотворения не менее трех авторов - по выбору.
Драматургия второй половины XX века
А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин.
Произведение одного автора - по выбору.
Литература последнего десятилетия
Проза (одно произведение - по выбору). Поэзия (одно произведение - по выбору).
Литература народов России
Г.Айги, Р.Гамзатов, М.Джалиль, М.Карим, Д.Кугультинов, К.Кулиев, Ю.Рытхэу, Г.Тукай, К.Хетагуров, Ю.Шесталов.
Произведение одного автора - по выбору.

Зарубежная литература
Проза
О.Бальзак, Г.Белль, О.Генри, У.Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Ч.Диккенс, Г.Ибсен, А.Камю, Ф.Кафка, Г.Г.Маркес, П.Мериме, М.Метерлинк,
Г.Мопассан, У.С.Моэм, Д.Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, Ф.Стендаль, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд, Г.Флобер, Э.Хемингуэй, Б.Шоу, У.Эко.
Произведения не менее трех авторов - по выбору.
Поэзия
Г.Аполлинер, Д.Г.Байрон, У.Блейк, Ш.Бодлер, П.Верлен, Э.Верхарн, Г.Гейне, А.Рембо, Р.М.Рильке, Т.С.Элиот.
Стихотворения не менее двух авторов - по выбору.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения все крупные по объему произведения зарубежной литературы изучаются
во фрагментах.
Основные историко-литературные сведения
Русская литература XIX века
Русская литература в контексте мировой культуры
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках
нравственного идеала, "праведничество", борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев
русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в
русской литературе и литературе других народов России . Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира
ичеловека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема
человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и
безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный
выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека.
Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и
новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.
Русская литература XX века
Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX-XX вв. Новые литературные течения. Модернизм.
Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в

русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои.
Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в
освещении исторических событий. Сатира в литературе.
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание
русской истории. Влияние "Оттепели" 60-х годов на развитие литературы. "Лагерная" тема в литературе. "Деревенская" проза. Обращение к
народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов России. Развитие традиционных тем
русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
Литература народов России
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих
многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике:
сохранению мира на Земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.
Зарубежная литература
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в
литературе XIX-XX вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты
и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.
Основные теоретико-литературные понятия
- Художественная литература как искусство слова
- Художественный образ
- Содержание и форма
- Художественный вымысел. Фантастика
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм,
акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX-XX вв.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, лирическое
стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
- Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка,
эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов
- Деталь. Символ
- Психологизм. Народность. Историзм

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора,
метонимия. Гипербола. Аллегория
- Стиль
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа
- Литературная критика

№п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
10 класс

1
2
3
4

Введение.
Литература первой половины 19 века
Литература второй половины 19 века
Зарубежная литература 2-й половины XIX века

1
2
3
3
4
5
6
7

11 класс
Введение.
Литература первой половины XX -го века
Серебряный век
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов
Литературный процесс 30-40х годов
Литература периода ВОв
Литературный процесс 50-80х годов
Новейшая проза и поэзия 80-90х годов

Количество часов
1
13
88
6
Итог: 108
1
20
24
17
15
7
11
3
Итог: 102

План-график учебных часов 10 класс
Четверть
I
II
III
IV
год

Кол-во недель
8
8
10
10
36

Кол-во часов
24
24
30
30
108

Кол-во часов отведённых на пров.раб
1

1

Р.Р.
2
2
3
2
9

Резерв

Р.Р.
1
2
2
2
7

Резерв

План-график учебных часов 11 класс
Четверть
I
II
III
IV
год

Кол-во недель
8
8
10
8
34

Кол-во часов
24
24
30
24
102

Кол-во часов отведённых на пров.раб

1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».