Рабочая программа естествознание 7 класс

Планируемые результаты изучения химии в 7 классе:
Личностные:

В ценностно-ориентационной сфере:
 чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду,
целеустремленность;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей;
В трудовой сфере:

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
В познавательной сфере:
— умение управлять своей познавательной деятельностью;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;


формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
В познавательной сфере:

давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула»,
«простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная
масса», «относительная молекулярная «масса», «валентность», «кристаллическая решетка»,
«индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «химическая реакция»,
«химическое уравнение»;

описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

описывать и различать простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;

делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;

структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других
источников; моделировать строение простых молекул;
В ценностно – ориентационной сфере:

анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
В трудовой сфере:

проводить химический эксперимент;
В сфере безопасности жизнедеятельности:

оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.

Ученик научится:

Ученик получит возможность
научиться:
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
• описывать свойства твёрдых, жидких,
• грамотно обращаться с веществами в
газообразных веществ, выделяя их
повседневной жизни;
существенные признаки;
• осознавать необходимость соблюдения
• характеризовать вещества по составу,
правил экологически безопасного поведения в
строению и свойствам, устанавливать
окружающей природной среде;
причинно-следственные связи между данными
• понимать смысл и необходимость
характеристиками вещества;
соблюдения предписаний, предлагаемых в
• раскрывать смысл основных химических
инструкциях по использованию лекарств,
понятий «атом», «молекула», «химический
средств бытовой химии и др.;
элемент», «простое вещество», «сложное
• использовать приобретённые ключевые
вещество», «валентность», используя
компетентности при выполнении
знаковую систему химии;
исследовательских проектов по изучению
• изображать состав простейших веществ с свойств, способов получения и распознавания
веществ;
помощью химических формул и сущность
• развивать коммуникативную
химических реакций с помощью химических
компетентность, используя средства устной
уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и письменной коммуникации при работе с
и молярную массы веществ, а также массовую текстами учебника и дополнительной
литературой, справочными таблицами,
долю химического элемента в соединениях
проявлять готовность к уважению иной
для оценки их практической значимости;
точки зрения при обсуждении результатов
• пользоваться лабораторным
выполненной работы;
оборудованием и химической посудой;
• объективно оценивать информацию о
• проводить несложные химические опыты
веществах и химических процессах,
и наблюдения за изменениями свойств
критически относиться к псевдонаучной
веществ в процессе их превращений;
соблюдать правила техники безопасности при информации, недобросовестной рекламе,
касающейся использования различных
проведении наблюдений и опытов.
веществ.
Многообразие химических реакций
• объяснять суть химических процессов и
• организовывать, проводить ученические
их принципиальное отличие от физических;
проекты по исследованию свойств веществ,
• называть признаки и условия протекания
имеющих важное практическое значение.
химических реакций;
• выявлять в процессе эксперимента
признаки, свидетельствующие о протекании
химической реакции;
• приготовлять растворы с определённой
массовой долей растворённого вещества.

3. Содержание учебного курса химии 7 класса
Глава I. Химия в центре естествознания (5ч)
Предмет химии. Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира.
Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их
свойств.
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Наблюдение как
основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза.
Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.
Моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Химические модели:
предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или
символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).
Химические знаки и формулы. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение,
произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и
коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.
Химия и физика.
Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные
вещества.
Химия и география. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы.
Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и
органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества.
Демонстрации: Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для
иллюстрации идеи «свойства — применение». Учебное оборудование, используемое на уроках
физики, биологии, географии и химии.
Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов
растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и
кристаллических решеток. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого
газов, метана
Модели кристаллических решеток. Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических
и аморфных веществ и изделий из них. Коллекция минералов (халькопирит, флюорит, галит).
Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк).
Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).
Демонстрационные эксперименты: Научное наблюдение и его описание. Изучение строения
пламени.
Лабораторные опыты: Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс
диффузии. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. Определение содержания воды в
растении. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение крахмала в
пшеничной муке. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.
Домашние опыты: Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина. Диффузия
сахара в воде. Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках.
Практическая работа № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники
безопасности.
Практическая работа № 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
Глава II. Математика в химии (6 ч)
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной
массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной
молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих
вещество химических элементов.

Понятие о массовой доле химического элемента (ω) в сложном веществе и ее расчет по формуле
вещества.
Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный
газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие
средства).
Массовая доля вещества (ω) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество.
Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.
Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (ω) в образце исходного вещества.
Демонстрации: Коллекция различных видов мрамора и изделий из него. Смесь речного и сахарного
песка и их разделение. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей.
Домашние опыты: Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов,
содержащих определенную долю примесей.
Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного
вещества.
Глава III. Явления, происходящие с веществами (7 ч)
Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы
разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание,
декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование.
Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате.
Дистилляция, или перегонка. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой
смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание.
Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для
выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого
воздуха.
Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические
реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения
химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание.
Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование
осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или
поглощение теплоты.
Демонстрации: Респираторные маски и марлевые повязки.
Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
Демонстрационные эксперименты: Разделение смеси порошка серы и железных опилок.
Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью
делительной воронки. Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.
Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью
известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор —диоксид
марганца (IV)). Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора. Взаимодействие раствора
перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия. Взаимодействие
хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия. Взаимодействие гидроксида
железа (III) с раствором соляной кислоты.
Лабораторные опыты: Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
Домашние опыты: Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.
Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. Растворение в воде таблетки
аспирина УПСА.
Практическая работа № 4. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).
Практическая работа № 5. Очистка поваренной соли.
Практическая работа № 6. Изучение процесса коррозии железа.(домашний эксперимент)
4. Тематическое планирование курса химии 7 класса

№
п/п

Название темы

Количество учебных часов
общее

практичес проверочны
кие
е
работы
работы
2
-

ЛО

1.

Тема 1. Химия в центре естествознания

5

2.

Тема 2. Математические расчеты в
химии
Тема 3. Явления, происходящие с
веществами
Итого

6

1

1

-

7

3

1

2

18

6

2

5

3.

4.

3

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».