Рабочая программа естествознание 5-6 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Естествознание 5-6 классов» ученик научится
знать и понимать:
 смысл понятий: природа, тело, вещество, явление природы, молекула, диффузия,
взаимодействие молекул, агрегатное состояние вещества, молекулярное строения твердых тел,
жидкостей и газов, шкала, цена деления, измерение, физическая величина.
 сущность явлений: диффузия, плавление и отвердевание, испарение и конденсация,
извержение вулканов, круговорот воды в природе, парниковый эффект, смена дня и ночи, смена
времен года, реактивное движение.
 начальные астрономические сведения: Развитие научного взгляда на строение солнечной
системы, звезды, планеты, галактики, освоение космического пространства.
уметь:
 описывать изучаемые физические явления и процессы;
 использовать физические приборы для измерения физических величин: длина прямых и
кривых линий, малые длины, площади фигур правильной и неправильной формы, объем тел
правильной и неправильной формы, объем жидкостей, масса, температура, время, сила
 работать с измерительными приборами: линейка, мензурка, весы, часы, термометр,
динамометр.
 приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях; вредного
воздействия человека на окружающую среду;
В результате изучения курса «Естествознание 5-6 классов» ученик получит возможность
научиться
 определять роль эксперимента в изучении физических явлений;
 различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения и полученные
результаты;
 определять роль человека в изменении окружающей среды.
 проектировать пути решения экологических проблем;
 осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с
использованием различных источников;
 уметь адаптироваться к особенностям природы своей местности;
 на основе результатов исследований выявлять следующие закономерности: зависимость
интенсивности протекания диффузии от агрегатного состояния и температуры тела;
зависимость силы взаимодействия частиц от расстояния между ними; увеличение размеров
тела при нагревании и уменьшение размеров тела при охлаждении; зависимость скорости
испарения жидкости от температуры, площади поверхности, рода вещества и ветра;
понижение температуры жидкости при испарении;
 использовать знания об изучаемых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами, для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде
Личностными результатами изучения предмета «Естествознание» являются следующие
умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит
личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность
их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам
материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои

интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей
профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ
жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать
экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с
точки зрения сохранения окружающей среды.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего,
продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;
- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами изучения курса «Физика и химия» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду
с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы,
компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода
из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять
направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму
фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное,
поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства
и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием
необходимых измерительных приборов;
- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной
жизни.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы,
факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством
формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых
группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Физика и химия» являются следующие
умения:
Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:
- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;
- характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие об
атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.
Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием
необходимых измерительных приборов:
- оценивать абсолютную погрешность измерения, применять метод рядов;
- проводить измерение силы тяжести, силы упругости, силы трения; наблюдение зависимости
давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты столба жидкости,
наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение.
Диалектический метод познания природы:
- оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении
Солнечной системы и представлениями о её формировании;
- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств
вещества.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей:
- разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе
причин возникновения силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон
Паскаля, существование выталкивающей силы.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:
- определять цену деления измерительного прибора;
- измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;
- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества,
условие плавания тел.
В результате изучения предмета «Естествознание» в 5 классе обучающийся научится:
Механические явления
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение,
свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами,
жидкостями и газами, плавание тел;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины:
путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, сила трения; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы:
закон Паскаля, закон Архимеда;

• решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (путь, скорость,
плотность вещества, давление); на основе анализа условия задачи выделять физические
величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях
и физических законах;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием
математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Тепловые явления
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства
или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании
(охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;
испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, различные способы
теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физическую величину температура;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях.
Электрические и магнитные явления
• распознавать и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, взаимодействие магнитов;
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы;
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных
явлениях;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях.

В результате изучения предмета «Естествознание» в 6 классе

Ученик научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях
• распознавать и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, взаимодействие магнитов;
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы;
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных
явлениях;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС (18, 0,5 ч в неделю)

Введение (2 часа)
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек — часть природы. Влияние человека на
природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.
Физика и химия — науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Что изучает химия.
Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба,
лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы,
держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания
вещества.
Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы
измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).
Лабораторные работы и опыты
«Простейшие измерения»
Тела и вещества (6 часов)
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические
вещества.
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.
Температура. Термометры.
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества.
Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в
твердых телах, жидкостях и газах. Строение атома и иона.
Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки
химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева.
Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).
Кислород. Горение в кислороде.
Водород. Воздух — смесь газов.
Растворы и взвеси. Плотность. Объем.
Лабораторные работы и опыты
«Измерение температуры воды и воздуха»
«Наблюдение явления диффузии»
Взаимодействие тел (5 часов)
Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.
Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон — единица измерения силы.
Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.
Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести.
Зависимость силы тяжести от массы.

Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы
упругости от деформации.
Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей.
Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.
Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе
электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при
соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.
Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса
магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение
постоянных магнитов.
Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль — единица
измерения давления.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости.
Сообщающиеся сосуды, их применение.
Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой
силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.
Лабораторные работы и опыты
«Наблюдение возникновения силы упругости при деформации»
«Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел»
Физические и химические явления (5 часов)
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического
движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное).
Механическое движение в природе и технике.
Путь и время движения. Скорость движения.
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет
теплового расширения и использование его в технике.
Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали,
изготовление деталей отливкой.
Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении) Конденсация. Теплопередача.
Лабораторные работы и опыты
«Отливка игрушечного солдатика, нагревание стеклянной трубки, наблюдение за плавлением
снега»
«Наблюдение теплопроводности»
6 КЛАСС (18 ч, 0,5 ч в неделю)
Физические и химические явления (8 ч)
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (3 ч)
Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр.
Ампер — единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.
Напряжение. Вольтметр. Вольт — единица измерения напряжения.
Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их
устройства).
Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.
Действия тока. Тепловое действие тока.
Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (3ч)
Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды,
Солнце, электрические лампы и др.

Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.
Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.
Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение
приборов, использование в них линз и зеркал).
ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (2ч)
Химические реакции, их признаки и условия их протекания.
Сохранение массы вещества при химических реакциях.
Лабораторные работы и опыты
Свет и тень.
Отражение света зеркалом.
Наблюдение физических и химических явлений.
Человек и природа (9ч)
ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (2 ч)
Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная
система. Солнце.
Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах,
обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года.
Луна — спутник Земли. Фазы Луны.
Исследования космического пространства. К. Э. Циолковский, С. П. Королев — основатели
советской космонавтики. Ю. А. Гагарин — первый космонавт Земли.
ЗЕМЛЯ — МЕСТО ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА (2 ч)
Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и температуры Земли с глубиной. Изучение
земных недр.
Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин.
Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной
влажности.
ЧЕЛОВЕК ДОПОЛНЯЕТ ПРИРОДУ (5 ч)
Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.
Механизмы — помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость,
подвижный и неподвижный блоки; их назначение.
Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль —единица измерения работы.
Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива
Полимеры, свойства и применение некоторых из них.
Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ (1 ч)
Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Контроль за состоянием
атмосферы и гидросферы.
Лабораторные работы и опыты
Измерение атмосферного давления барометром.
Знакомство с коллекцией пластмасс.

№
1
2

Тематическое планирование
Класс
Количество часов
5 класс
6 класс
Итого

Лабораторные
работы
7
5
12

18
18
36

Учебно-тематический план
№
Наименование раздела, темы

в том числе

Общее
количеств
о
часов

Лаб. работы

2

1

6
5

2
2

5

2

18

7

Проверочна
я

5 класс
1
2
3
4

Введение
Тела и вещества
Взаимодействие тел
Физические и химические явления
Итого:

1

1
2

6 класс

1

2

Физические и химические явления
- ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (3
ч)
- СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (3 ч)
- ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (2 ч)
Человек и природа
- ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ
СИСТЕМЫ (2 ч)
- ЗЕМЛЯ — МЕСТО ОБИТАНИЯ
ЧЕЛОВЕКА (2 ч)
- ЧЕЛОВЕК ДОПОЛНЯЕТ ПРИРОДУ (5ч)
- ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА И
ПРИРОДЫ (1 ч)
Итого:

9
2
1

9

2
18

5

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».