Рабочая программа по музыке 5-7 кл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
5 класс
Личностные результаты изучения музыки отражают:
-формирование целостного представления о поликультурной картине
современного музыкального мира;
-

развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в

эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем
многообразии ее стилей, форм и жанров;
-

совершенствование

художественного

вкуса,

устойчивых

предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального
искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе
продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных
способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое
воображение;
-

приобретение

устойчивых

навыков

самостоятельной,

целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов,
решения различных музыкально- творческих задач.
Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых
корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества
и видение своего предназначения в ней;

- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с
жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации;
-

стремление

к

самостоятельномуобщению

с

искусством

и

художественному самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности,
выбор средств испособов ее успешного осуществления в реальных
жизненных ситуациях;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для
решенияразнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных
произведений,различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной
культуры;
-

участие в жизни класса, школы, города и др., общение,

взаимодействие со сверстникамив совместной творческой деятельности.
Предметные результаты изучения музыки предполагают:
- общее представление о роли музыкального искусства в жизни
общества и каждогоотдельного человека;
- осознание восприятие конкретных музыкальных произведений и
различных событий в мире музыки;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего
народа, различнымвидам музыкально- творческой деятельности;
-

понимание

интонационно-образной

природы

музыкального

искусства, средствхудожественной выразительности;
- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного
творчества,отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка,
отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

-

применение

специальной

терминологии

для

классификации

различных явлениймузыкальной культуры;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и
разных народов мира;
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкальнотворческойдеятельности,

включая

информационно-коммуникационные

технологии;
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и
навыками дляреализации собственного творческого потенциала.
5 класс
Ученик научится:
•находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и
изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, в
подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
•определять главные отличительные особенности музыкальных жанров
–песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкальноизобразительных жанров.
•извлекать информацию из различных источников, уметь вести
самостоятельный поиск нужной информации (обращение к музыкальным
словарям, справочникам, Интернету).
Ученик получит возможность научиться:
•проявлять навыки

вокально-хоровой

одноголосных произведений
аккомпанементом,

с

пение acapellaв

деятельности

(исполнение

недублирующим вокальную
унисон,

правильное

партию

распределение

дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания);
•задавать возможные решения проектных задач через систему и набор
знаний с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

6 класс
Личностными результатами изучения музыки являются:
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей
духовной культуры личности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и
воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей,
форм и жанров;
- потребность общения с музыкальным искусством своего народа и
других народов мира;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
учебных и творческих задач;
- овладение художественными умениями и навыками в разных видах
музыкально-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального
искусства;
-

проявление

творческой

инициативы

и

самостоятельности

в

организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений,
фестивалей, конкурсов;
-

наличие

собственной

позиции

и

аргументированной

оценки

различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран
мира;
- убеждённость в преобразующем воздействии музыки и других
искусств на человека и на жизнь в целом;
- умение работать с разными источниками информации, применять
информационно-коммуникативные

технологии

художественно-творческой деятельности.

в

собственной

Предметными результатами изучения музыки являются:
- понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной
среды и окружающей жизни;
- наличие эстетического восприятия произведений музыкального
искусства и явлений действительности;
- общие представления о закономерностях и интонационно-образной
природе

музыки,

выразительности

музыкального

языка,

о

единстве

содержания и формы;
- знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и
народов других стран;
- сформированность опыта творческой деятельности, практических
умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;
-

использование

музыкальной

терминологии

для

обозначения

содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях
искусства;
- понимание

значения

деятельности

композитора,

исполнителя,

слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.
6 класс
Ученик научится:
•определять в прослушанном музыкальном произведении его главные
выразительные средства;
•отражать своё понимание художественного воздействия музыкальных
средств в размышлениях о музыке;
•находить

взаимодействия

между музыкой

и

другими

видами

искусства, а также между музыкой и жизнью;
•определять на слух название произведения и его автора;
•задавать возможные решения проектных задач через систему и набор
знаний с целью получения нового (до этого неизвестного) результата;

•понимать значение новых терминов и понятий –сюита, реквием, месса,
пульс, кульминация;
•извлекать информацию из различных источников, уметь вести
самостоятельный поиск нужной информации (обращение к музыкальным
словарям, справочникам, Интернету).
Ученик получит возможность научиться:
•проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-и
двухголосных

произведений

с

аккомпанементом

более

сложных

ритмических рисунков –синкопы, остинатного ритма).
7 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного
предмета «Музыка»:
-

чувство

гордости

историюРоссии,

за

свою

осознаниесвоей

Родину,

российский

этнической

и

народ

и

национальной

принадлежности;знание культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-ответственное отношение к учению, готовность и способность
ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
ипознанию;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуредругих
народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нёмвзаимопонимания; этические чувства доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманиечувств других людей
и сопереживание им;

-

компетентность

в

решении

моральных

проблем

на

основе

личностноговыбора, осознанное и ответственное отношение к собственным
поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве
сосверстниками,

старшими

и

младшими

в

образовательной,

общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности;
- признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-

принятие

ценности

семейной

жизни,

уважительное

и

заботливоеотношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание
как результат освоения художественного наследия народов России имира,
творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные

результаты

характеризуют

уровень

сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности учащихся:
-

умение

самостоятельно

ставить

новые

учебные

задачи

на

основеразвития познавательных мотивов и интересов;
-

умение

самостоятельно

планировать

альтернативные

пути

достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебнойзадачи и
собственные возможности её решения, вносить необходимыекоррективы для
достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решенийи
осуществления
деятельности;

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

определять

-умение

понятия,

обобщать,

устанавливать

аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
дляклассификации;

умение

устанавливать

причинно-следственные

связи;размышлять, рассуждать и делать выводы;
-смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность

с

учителем

и

сверстниками:

определять

цели,

распределятьфункции и роли участников, например в художественном
проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-

стремление

к

самостоятельному

общению

с

искусством

ихудожественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на
следующей ступени общего образования и отражают:
- степень развития основ музыкальной культуры школьника как
неотъемлемой части его общей духовной культуры;
-

сформированность

дальнейшего

потребности

в

духовно-нравственного

общении

с

развития,

музыкой

для

социализации,

самообразования, организации содержательного культурного досуга на
основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в
развитиимировой культуры;
-

становление

общих

музыкальных

способностей

школьников

(музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного
мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного
отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия ианализа
художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную
музыкально-творческую

деятельность

(слушание

музыки,

пение,инструментальное
произведений,

музицирование,

импровизация,

драматизация

музыкальных

музыкально-пластическое

движение,

созданиепроектов и др.);
-

воспитание

эстетического

отношения

к

миру,

критического

восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей
вмногообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром,кино,
литературой, различными видами изобразительного искусства;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора;
воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего
народа

и

других

народов

мира,

классическому

и

современному

музыкальному наследию;
-

овладение

основами

музыкальной

грамотности:

способностьюэмоционально воспринимать музыку как живое образное
искусство вовзаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и
ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной
грамотойв рамках изучаемого курса;
-

приобретение

устойчивых

навыков

самостоятельной,

целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности,
включая ИКТ;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых,
индивидуальных творческих и исследовательских проектов,

решения

различных музыкально-творческих задач.
7 класс
Ученик научится:
•понимать главные особенности содержания и формы музыки,
осознавать их органическое взаимодействие;
•уметь определять характерные черты музыкального образа в связи
с

его принадлежностью

к

лирике,

понимание в размышлениях о музыке;

драме,

эпосу

и

отразить

это

•уметь

находить

связь

между

жизненными

явлениями

и

их

художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
•находить взаимодействия между художественными образами музыки,
литературы и изобразительного искусства;
•понимать значение новых терминов и понятий –прелюдия, оратория,
романтизм, фуга, серенада;
•понимать художественно-выразительные особенности музыкальных
форм.
•извлекать информацию из различных источников, уметь вести
самостоятельный поиск нужной информации (обращение к музыкальным
словарям, справочникам, Интернету).
Ученик получит возможность научиться:
•осмысливать

характер

развития

музыкального

образа,

проявляющегося в музыкальной драматургии;
•проявлять навыки вокально-хоровой деятельности;
•устанавливать

цели

в

своей

проектной

деятельности,

ставя

практическую задачу находить под эту конкретную задачу свои средства.
2. Содержание учебного предмета «Музыка» (5 класс) -34ч
В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами
других искусств — литературы (прозы и поэзии),
искусства

(живописи,

скульптуры,

архитектуры,

изобразительного
графики,

книжных

иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы),
кино. Программа состоит

из

двух разделов, соответствующих темам

«Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».

Раздел I. “Музыка и литература” –16ч.
Тема первого полугодия развивается через раскрытие таких важных
тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и
литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных
средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы
раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкальнотеатральных жанров. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит
поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности
программной

музыки

(сюита,

концерт,

симфония),

а

также

таких

инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь
народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению
литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она
нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного
сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит
музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные
особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки
(музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств
художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка.
Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и
вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и
музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл.
Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм
музицирование и творческих заданий в освоении содержания музыкальных
образов.

Выявление общности и специфики жанров и выразительных

средств музыки и литературы.
Раздел II. “Музыка и изобразительное искусство” -18 ч.
Тема второго полугодия: строится на выявлении многосторонних
связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы

направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный
(живописный) образ музыки, способность интонационно представлять
(слышать) художественные образы.
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным
искусством.

Взаимодействие

трех

искусств

–

музыки,

литературы,

изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с
такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также
с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»),
народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее
зрительный

(живописный)

образ,

а

всматриваясь

в

произведение

изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную
музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и
способов

и

приемов

их

воплощения.

Взаимодействие

музыки

с

изобразительным искусством. Исторические события, картины природы,
разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства.
Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное
в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к
настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в
музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном
искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы
борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония
в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника.
Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и
изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования
и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи
начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора
учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора,
углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением
содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная

культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции,
современные музыкальные направления музыкального искусства формируют
у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным
истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры
в художественной картине мира.
Содержаниеучебного предмета (6 класс)- 34 ч
Раздел I.«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» -16
ч.
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и
формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада,
баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном
спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров
инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения
для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные
образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской
музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы
западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга,
кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и
настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные
джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного
строя

музыкальных

произведений.

Использование

различных

форм

музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных
образов.

Раздел II. «Мир образов камерной и симфонической музыки» -18 ч.
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида
искусства.

Отражение

пространства

в

нравственных

музыкальном

исканий

искусстве.

человека,

Своеобразие

времени
и

и

специфика

художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и
различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор
(вариативность,

вариантность),

контраст.

Взаимодействие

нескольких

музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая
поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное
воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность
музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее
жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн),
струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония,
симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и
образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм
музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания
музыкальных образов.
Содержание учебного предмета (7 класс)– 34ч.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и
современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы
классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров;
художественные направления, стили и жанры классической и современной
музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных
образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рокопере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения
входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка,
единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание

уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение
мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и
исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема
первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема
второго полугодия - «Основные направления музыкальной культуры». В 7
классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной
деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство
активизации

познавательной

деятельности,

развития

креативности,

исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования
определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются
культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу,
так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской
проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для
песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на
мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный
театр:

прошлое

и

настоящее»;

«Камерная

музыка:

стили,

жанры,

исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».
Раздел I. «Особенности драматургии сценической музыки» -16 ч.
Расширение понятий «классическая музыка», «современность в
музыке», «музыкальная драматургия», «опера», «балет», «камерная музыка»,
«инструментальная музыка». Углубление представлений о современности
шедевров музыкальной классики русских и зарубежных композиторов.
Расширение знаний о героической теме в музыке. Освоение особенностей
оперного (увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена) и балетного
(дивертисмент, сольные и массовые танцы - классический и характерный,
паде-де, музыкально-хореографические сцены и др.) жанров, их композиции,
отдельных

фрагментов,

средств

выразительности,

приёмов

драматургического развития. Продолжение освоения жанра «симфония», её

интонационно-образных

жанрово

стилевых

особенностей,

приёмов

симфонического развития образов. Освоение особенностей жанров камерной
вокальной и инструментальной музыки: вокальный цикл, этюд, прелюдия,
транскрипция, концерт, сюита. Расширение представлений об исполнителях
музыки разных жанров и стилей.
Раздел II. «Основные направления музыкальной культуры»-18 ч.
Продолжение

знакомства

с

сюжетами и образами русской и

зарубежной музыки религиозной традиции (месса, рок-опера). Выявление
особенностей музыкального языка, специфики форм, исполнительской
манеры. Знакомство с понятием «светская музыка». Жанр сонаты в
творчестве русских и зарубежных композиторов. Расширение представлений
о симфонической музыке разных жанров (рапсодия, симфоническая картина,
симфония) на основе понимания драматургии крупных музыкальных форм,
сопоставление её с особенностями развития музыки в жанрах камерной
музыки: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
3. Тематическое планирование 5 класс
Раздел

Музыка
и
литерату
ра

Кол-во
часов
16

Темы

Что роднит музыку с
литературой

Ко-во
часов
1

Вокальная музыка.
1
Россия. Россия, нет слова
красивей…
Здесь мало услышать,
здесь вслушаться нужно.

1

Основные виды
деятельностиобучающихся (на
уровне УУД)
Р: самостоятельно различать
настроения, чувства, характер
образов выраженных в музыке.
П: уметь сравнивать музыкальные
и речевые интонации.
К: уметь выявлять сходство и
различие выразительных средств в
музыке и поэзии.
Л: Развивать и воспитывать в себе
эстетическое отношение к жизни.
Р: самостоятельно находить
художественно-поэтическую и
музыкальную мысль в
произведении.
П: научиться внимательно и чутко
относится к словам песни, к тексту,
чтобы лучше понять музыкальный

Фольклор в музыке
русских композиторов

1

Что за прелесть эти
сказки…

1

Жанры
инструментальной и
вокальной музыки
Вторая жизнь песни.
Живительный родник
творчества.

1

Обобщение материала
I четверти
Всю жизнь мою несу
родину в душе…
«Перезвоны».

1

1
1

образ.
К: самостоятельно различать, что
речь может быть музыкальной, а
слово может стать музыкой.
Л: Развивать любовь и уважение к
Родине, через музыкальные и
художественные произведения.
Р: самостоятельно определять, как
тембр музыкального произведения
влияет на муз. образ.
П: знать на основе каких муз.
средств выразительности
(контраст, повтор, вариационность)
создан образ.
К: отличать симфоническую
миниатюру от других образов.
Л: Уметь тонко воспринимать муз.
произведения на основе русских
народных сказаний.
Р: самостоятельно понимать, что
любая интерпретация основана на
народной музыке.
П: различать жанры народных
песен в «цитатах» композитора.
К: на основе РНП придумать
собственную интерпретацию.
Л: Развивать навыки определения
основной мелодии в современных
интерпретациях.
Р: самостоятельно определять
выразительные средства в музыке.
П: иметь четкое представление о
том, что все муз. произведения
звучат, как выразительная речь
человека.
К: исполнение романса.
Л: Расширять свой музыкальный
кругозор.
Р: самостоятельно понимать, что
любая интерпретация основана на
народной музыке.
П: различать жанры народных
песен в «цитатах» композитора.
К: на основе РНП придумать
собственную интерпретацию.
Л: Ценить народно-песенное
искусство, его истоки и традиции.

Писатели и поэты о
музыке и музыкантах.
Слово о мастере.
Ты, Моцарт, бог, и сам
того не знаешь.

1

1

Первое путешествие в
музыкальный театр.
Опера-былина «Садко».

1

Второе путешествие в
музыкальный театр.
Балет-сказка
«Щелкунчик».

1

Музыка в театре, кино,
на телевидении.
1

Третье путешествие в
музыкальный театр.
Мюзикл.

1

Мир композитора.

1

«Музыка
и
изобрази
тельное
искусств
о»

18

Что роднит музыку с
изобразительным
искусством.

1

Р: самостоятельно определять
тембры звучания музыкальных
инструментов.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: размышлять о смысле жизни,
красоте, природы.
Л: Расширять свой музыкальный
кругозор.
Р: самостоятельно определять
инструментальные темы из опер
П: знать муз. термины.
К: выполнение творческого
задания.
Л:расширять свой музыкальный
кругозор.
Р: самостоятельно определять
музыкальные темы героев из
балета
П: знать музыкальные термины.
К: творческое задание.
Л: Расширять музыкальный
кругозор.
Р: самостоятельно определять
формы музыки.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: знать функции музыкального
искусства: иллюстрировать
действие, раскрывать содержание,
подчеркивать настроение и т.д.
Л: Посещать театры и кино.
Р: самостоятельно определять
музыкальные линии гл. героев
мюзикла.
П: знать главные отличия мюзикла
от оперы.
К: творческое задание.
Л: расширять музыкальный
кругозор
Р: самостоятельно определять
характер музыки Моцарта
П: отвечать на вопросы учителя.
К: читать самостоятельно сказку
Г.Цыферова «О сказочной тайне
маленького Моцарта»
Л: Уважать творчество зарубежных
композиторов.
Р: самостоятельно уметь
вслушиваться в музыку,
представляя себе зрительные
образы.
П: выявлять сходство и различия
музыкальных образов и средств их

Небесное и земное в
звуках и красках

1
.

Звать через прошлое к
настоящему

1

Кантата «Александр
Невский».

1

Музыкальная живопись
и живописная музыка

1

Дыхание русской
песенности.

1

Колокольность в музыке
и изобразительном
искусстве

1

Древний храм златой
1
вершиной блещет ярко…

Портрет в музыке и
изобразительном

1

выразительности.
К: оценивать разнообразные
явления муз. культуры.
Л: Расширять культурноинформационное представление о
музыке.
Р: самостоятельно выявлять
художественный смысл
музыкального произведения и
сопоставлять его с образами других
видов искусства.
П: выявлять нравственноэстетическое направление в
музыкальном произведении.
К:иметь убеждение в том, что
песенное начало объединяет все
духовные песнопения.
Л: Гордиться древнерусским и
зарубежным искусством.
Р: самостоятельно определять,
сколько частей имеет кантата.
П: сравнивать зримость муз.
образов и муз. напевность
живописных картин.
К: осмысливать связь исторических
событий с муз. образами.
Л: Эмоционально сопереживать
подвигам защитников Родины.
Р: самостоятельно
определять ритмический рисунок и
мелодическую линию.
П: знать отличие выразительности
и изобразительности в музыке.
К: расширять эмоциональный
словарь при определении
настроения в музыке или
стихотворениях.
Л: Развивать художественный вкус.
Р: самостоятельно определять
главные темы старинных
песнопений.
П: знать муз. термины.
К:закрепить мысль о том, что
произведения композиторов
связаны с муз. впечатлениями
детства
Л: Уважать традиции древней Руси
Р: самостоятельно определять
музыкальные линии произведений.

искусстве

Волшебная палочка
дирижера

1

Образы борьбы и победы 1
в искусстве

Застывшая музыка
Содружество муз в
храме.

1

Полифония в музыке и
живописи.

1

Музыка на мольберте

1

Импрессионизм в
музыке и живописи

1

П: отвечать на вопросы учителя.
К: выполнение творческого
задания.
Л: расширять музыкальный
кругозор учащихся
Р: самостоятельно
продирижировать главную
мелодическую линию симфонии.
П: знать музыкальные термина.
К:знать, что от мастерства
дирижера зависит оригинальность
интерпретаций музыки.
Л: Обращать внимание на язык
жестов дирижера.
Р: самостоятельно отличать
звучание муз инструментов.
П: различать краски –тембры
инструментов симфонического
оркестра, определяющие мотив
судьбы.
К: задуматься, что роднит
музыкальное произведение
Бетховена и скульптора и
художника Микеланджело.
Л: Размышлять о грандиозном
внутреннем мире Бетховена.
Р: самостоятельно уметь
прослеживать в полифонии
тембральные составляющие линии.
П: знать музыкальные термины.
К:ценить музыкальные шедевры
музыкального искусства.
Л: Любить великое прошлое
родной земли.
Р: самостоятельно уметь отличать
перекличку и связь живописи,
музыки и ИЗО
П: осознанно слушать фрагменты
картин из симфонической поэмы
«Море»
К: видеть зрительность муз.
зарисовок и слышать музыку
живописных картин.
Л: Эмоционально воспринимать
музыкальные произведения,
произведения литературы и ИЗО
Л: знать истоки зарождения джаза
Р: самостоятельно выделять ярко
выраженные мелодии музыки
Дебюсси.
П: знать характеризующие
термины импрессионизма.

К: выполнение творческого
задания.
Л: быть достойным памяти павших.
Р: самостоятельно анализировать
композиции гравюр.
П: вспомнить произведения,
воспевающие защитников
Отечества.
К: выполнение творческого
задания.

О подвигах, о доблести,
о славе…

1

В каждой мимолетности
вижу я миры…

1

Л: развивать образное мышление.
Р: самостоятельно выявлять
абстрактные линии мелодии.
П: выявлять необычность колорита
и композиции в музыке.
К: выполнение творческого
задания.

Мир композитора.
С веком наравне.

1

Л: ценить искусство прошлого и
настоящего во всем её
многообразии.
Р: самостоятельно узнавать муз.
шедевры.
П: ориентироваться в музыкальных
терминах.
К: стремиться понять образы
различных искусств.

Итого: 34 ч

Тематическое планирование 6 класс
Раздел

Кол-во
часов

16
Мир
образов
вокальн
ой и
инструме
нтально
й
музыки

Темы

Ко-во
часов

Основные виды
деятельностиобучающихся (на
уровне УУД)

Удивительный мир
музыкальных образов.
Образы романсов и
песен русских
композиторов.

1

Л: речевая декламация и романс этот связь прошлого и настоящего.
Р: самостоятельно отличать
интонацию романса и речи.
П: знать единство музыкальной и
поэтической речи романса.
К: знать особенности
мелодической линии.

Два музыкальных
посвящения

1

Л: научиться испытывать глубокие
и возвышенные чувства в общении
с природой.
Р: самостоятельно отличать
характер музыкальных

Портрет в музыке и
живописи

1

«Уноси моё сердце в
звенящую даль»

1

Музыкальный образ и
мастерство исполнителя

1

Обряды и обычаи в
фольклоре и в
творчестве композитов

1

Образ песен зарубежных
композиторов.
Искусство прекрасного
пения.

1

Старинной песни мир

1

произведений.
П: уметь определять форму
романса
К: знать поэтические эпиграфы
раскрывающие смысл романса.
Л: расширять музыкальный
кругозор.
Р: самостоятельно определять
музыкальные линии
произведений.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: выполнение творческого
задания.
Л: уметь более глубоко вникать в
музыкальный образ романса.
Р: самостоятельно определять, что
помогает композитору наиболее
ярко передавать особенности
главного лирического образа
романса.
П: знать музыкальные термины,
помогающие передать
музыкальные и поэтические
образы романса.
К:знать приемы развития музыки в
романсе.
Р: самостоятельно выявлять связь
музыки, театра, ИЗО (на
творчестве Ф.Шаляпина)
П: понимать красоту и правду в
искусстве.
К: расширять муз.компетентность.
Л: гордиться великим русским
певцом Ф.Шаляпиным
Л: понимать и любить русские
народные обряды.
Р: самостоятельно различать
диалог в РНП
П:знать, как при помощи
интонаций раскрывается образ.
К: разучивание песни «Матушка,
что во поле пыльно»
Л: расширять музыкальный
кругозор.
Р: самостоятельно сравнивать
мелодические линии муз.
произведений.
П: знать музыкальные термины.
К: разучивание песни М. Глинки
«Венецианская ночь»
Л: уважительно относится к

Образы русской
народной и духовной
музыки.
Народное искусство
Древней Руси.

1

Русская духовная
музыка.
Духовный концерт.

1

В.Г. Кикта «Фрески
Софии Киевской».

1

«Перезвоны».
Молитва.

1

Образы духовной
музыки Западной
Европы. «Небесное и
земное» в музыке Баха

1

Фортуна правит миром.
К.Орф «Кармина
Бурана».

1

творчеству Ф.Шуберта
Р: самостоятельно сравнивать
язык трех худ. произведений:
литер, муз, и ИЗО
П: знать музыкальные термины.
К: отличать пейзажные зарисовки
в музыке Шуберта.
Л: гордиться РНП.
Р: знать обряды, сопровождаемые
пением, пляской, игрой.
П: знать народные муз.
инструменты.
К:уметь описывать образы
гусляров в преданиях, легендах и
былинах.
Л: уважать традиции русской
духовной музыки.
Р: самостоятельно определять
главные мелодики духовных
песнопений.
П: владеть знаниями музыкальных
терминов.
К: разучивание духовного муз.
произведения.
Л: знать значение колокола в
церковных обрядах.
Р: самостоятельно определят
главные интонации муз.
произведения.
П: определять контраст
инструментального и вокального
начала.
К: выполнение творческого
задания.
Л: знать и любить шедевры
духовной полифонической
музыки.
Р: самостоятельно отличать
характер музыкальных тем муз.
произведения.
П: отличать светскую и духовную
церковную музыку.
К: определять близость хоралов к
народным песням.
Р: самостоятельно определять
полифонический склад музыки.
П: знать голоса хора
К: знать приемы раскрытия
музыкальных образов.
Л: уважать традиции
западноевропейской духовной

музыки.

18
Мир
образов
камерной
и
симфони
ческой
музыки

Авторская песня:
прошлое и настоящее

1

Л: формировать художественный
вкус.
Р: самостоятельно объяснять
понятия: бард, ваганты и т.д.
П: знать жанры и особенности
авторской песни.
К: выполнение творческого
задания.

Джаз – искусство ХХ
века.

1

Вечные темы искусства
и жизни

1

Образы камерной
музыки. Могучее
царство Ф.Шопена.

1

Л: развивать эмоциональноценностного отношения к музыке
Р: выбирать действия в
соответствии с поставленными
задачами
П: расширять свои представления
о джазовой музыке.
К: учитывать настроение других
людей, их эмоции от восприятия
музыки.
Л: расширять музыкальный
кругозор.
Р: знать основные жанры музыки:
песня, романс, кантата,
симфоническая опера, балет.
П: знать отличие камерной музыки
от симфонической.
К: знать жанры камерной музыки
( баллада, ноктюрн,
инструментальный концерт,
симфоническая миниатюра)
Л: расширять образноэмоциональный диапазон своих
муз. познаний.
Р: самостоятельно распознавать по
национальной принадлежности
музыкальные произведения
Шопена
П: эмоционально откликаться на
муз. шедевры Шопена.
К: знать жанр музыки ноктюрн

Ночной пейзаж.
Ноктюрн.

1

Л: ценить музыкальные шедевры.
Р: самостоятельно определять
особенности камерной музыки
П: эмоционально почувствовать,
как музыка раскрывает духовный
мир человека.
К: четко определять средства муз.
выразительности, помогающие
понять содержание музыки.

Инструментальный
концерт «Времена года»

1

Итальянский концерт.

1

Космический пейзаж.
Быть может, вся природа
– мозаика цветов?

1

Л: интересоваться современной
электронной музыкой.
Р: самостоятельно составлять
музыкальный образ, эстетическонравственный фон и
художественный образ.
П: осмысливать звуковой мир
произведений космической
тематики.
К: уметь находить сходство и
различие в композициях
( Космос и Вселенная)

Образы симфонической
музыки «Метель»

1

Музыкальные
иллюстрации к повести
А.С.Пушкина

1

Л: глубоко вдумываться в муз.
образы Свиридова.
Р: самостоятельно отличать
главные мелодики музыки
Свиридова.
П: знать историю возникновения
жанра музыкальные иллюстрации.
К: отличать возможности симф.
оркестра в раскрытии образов лит.
сочинений.
Л: с уважением относится к
современным интерпретациям.
Р: самостоятельно узнавать
главную тему в «Моцартиане»
П: определять жанр музыки.
К: знать сходство и различия
произведений Моцарта и
Чайковского.
Л: Развивать в себе
патриотическое отношение к
Родине.
Р: самостоятельно отличать

Симфоническое развитие 1
музыкальных образов.
Связь времен
1

Программная увертюра
«Эгмонт». Л.Бетховен

1

Л: ценить актуальность старинной
музыки.
Р: Самостоятельно определять
части инструм. Концерта
Вивальди
( быстро-медленно-быстро)
П: вспомнить жанр духовного
концерта.
К: знать форму построения первой
части концерта
(«Весна») -рондо, вариация.

Программная увертюра
«Эгмонт». Л.Бетховен

1

Увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта».
П.И. Чайковский.

1

Увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта».
П.И. Чайковский.

1

Мир музыкального
театра. Балет «Ромео и
Джульетта»
Мюзикл «Вестсайдская
история» Л.Бернстайн.

1

Опера «Орфей и
Эвридика» К.Глюк.
Рок-опера «Орфей и
Эвридика» А.Журбин.
Образы киномузыки.
«Ромео и Джульетта» в
кино XXвека.

1

1

1

Музыка в отечественном 1
кино.

главные темы увертюры.
П: знать, какие интонации
использует композитор, для
изображения апофеоза героизма.
К: знать выразительные средства
для сопоставления конфликтных
состояний.
Л: уважительно относится к
классическим шедеврам музыки и
литературы.
Р: самостоятельно определять
выразительные средства
музыкальных образов.
П: знать, почему композитор
использует прием волнообразного
развития мелодии.
К: читать повесть-трагедию
У.Шекспира «Ромео и Джульетта»
Р: самостоятельно определять
метод раскрытия сюжета.
П: знать значение контраста
музыкальной темы.
К: творческое задание.
Л: интересоваться балетом,
мюзиклом,оперой.

Л: интересоваться шедеврами
русского и зарубежного муз. кино.
Р: самостоятельно различать
интонации тембров, вздохов,
окраски голосов.
П: если не знать англ. яз, будет ли
понятен муз. и кино-образ героев.
К:знать, кого из героев
характеризует повторяющаяся
муз. тема.

Итого: 34 ч
Тематическое планирование 7 класс
Раздел

Кол-во Темы
часов

Ко-во
часов

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне УУД)

Особенно
сти
драматур
гии
сценичес
кой
музыки

16

Классика и
современность

1

Музыкальная
драматургия-развитие
музыки

1

В музыкальном театре.
Опера.

1

Опера M.И. Глинки
«Иван Сусанин».

1

В концертном зале.
Симфония
Симфония № 40 В.А.
Моцарта. Литературные
страницы.
Симфония № 5 Л.
Бетховена

1

Героическая тема в
русской музыке.

1

1
1

Л: уважительно относиться к
«Серьезной» и «Легкой» музыке.
Р: самостоятельно определять
стильмузыки.
П: ориентироваться в муз.
терминах.
К: знать новые версии и
интерпретации муз. классических
произведений.
Л: любить РНП.
Р:самостоятельноразличать
повтормелодии ссеквенцией.
П: знать, чтовносит в создание
муз.
образаканоническоеисполнениепр
оизведения.
К: знать, для чегоиспользуется
варьирование вмуз.произведениях.
Л: научитьсяпонимать оперное
искусство.
Р: самостоятельноопределять
эмоциональныйстрой и муз. язык
главных героев вопере.
П: знать жанрыоперы
(эпические,лирические,комически
е,драматические,
сказочные,исторические,
героические,бытовые).
К: знать значениеоркестровых
эпизодов.
Л: уважатьпатриотические
чувства русскогонарода.
Р: самостоятельноопределять
интонационнуювыразительность
музыки хора«Славься!».
П:
четкоопределятькульминационну
юсцену оперы.
К: знать составныечасти оперы.
( интродукция иэпилог)
Л: вдумчиво относиться к
творчеству Моцарта и Бетховена.
Р: самостоятельно понимать, как
выражают своё отношение к
жизни
композиторы.
П: как в симфонии передается
«жизнь чувств»
К:какие инструменты озвучивают
главные темы в симфониях.
Л: уважать героикурусского
народа.

В музыкальном театре.
Балет.

1

Камерная музыка

1

Вокальный цикл.

1

Инструментальная
музыка. Этюд.
Транскрипция.
Прелюдия.

1

Концерт. Концерт для
скрипки с оркестром
А.Хачатуряна

1

«Кончерто гроссо»
А.Шнитке. Сюита.

1

1
1

Р: самостоятельноопределять
героическую темув музыке.
П: отвечать навопросы учителя.
К: уметь объяснятьслова: «О
поколении судят погероям»
Л: научится понимать сложные
внутренниевзаимоотношения
действующих лиц, выраженные в
танце.
Р: самостоятельноопределять вид
итип
танца:классический,характерный,к
ордебалет,пантомима.
П:четко знать муз.термины.
К: знать рольмузыки в балете.
Л: Уважительноотноситься к
камерной музыке.
Р: самостоятельноузнавать
шедеврыкамерной музыки.
П: знать
ипредставлятьсодержательностька
мерных
музыкальныхпроизведений.
К: творческоезадание.
Л: Проявлять культуру слушания
наследия зарубежных
композиторов.
Р: формировать эмоциональноценностное отношение к музыке,
звучащей на уроке.
П: ориентироваться в
музыкальных жанрах и терминах.
К: развивать вокально-хоровые
навыки, способность к
сопереживанию, творческое
воображение.
Л:расширять музыкальный
кругозор.
Р:
самостоятельноотличатьпрограмм
ную отнепрограммной
музыки
П:уметьопределятьнародные
песенно-танцевальные
мелодии в«Концерте»
К: с помощью чегодостигается
кульминация в«Концерте».
Л: расширятьмузыкальный
кругозор.
Р: знатьособенностимузыки
Шнитке.(
свободноесовмещениепрошлого

Основны
е
направле
ния
музыкал
ьной
культур
ы

18

Религиозная музыка.
Сюжеты и образы
религиозной музыки

1

«Высокая месса» И. С.
Баха. От страдания к
радости
Литературные страницы.
«Могила Баха» Д.
Гранин.
«Всенощное бдение».
С.В. Рахманинов.
Образы «Вечерни» и
«Утрени»
Литературные страницы.
«Христова Всенощная»
И. Шмелев

1

Рок-опера «Иисус
Христос-суперзвезда».

1

Вечные темы

1

Главные образы

1

1

инастоящего)
П: уметь отличатьглавные темы
музыкиШнитке.
К: творческоезадание.
Л: расширять свои познания в
области духовной музыки.
Р: самостоятельно уметь находить
жанровый контраст в
произведениях.
П: отличать полифонию от
аккордового звучания.
К:знать почему«Всенощное
бдение» Рахманинова и
«Высокая месса» Баха являются
вершинами духовной
культуры.

1

1

Л: Расширятьмузыкальный
кругозор.
Р: самостоятельно отличать
музыкальный языкрок-оперы от
традиционнойклассической.
П: знать отличиямузыки эпилога
отувертюры.
К: спеть главную
мелодию «Осанна».
Л: воспитывать музыкальный
вкус, устойчивый интерес к
классическому музыкальному
наследию.
П: понимать, что все искусства
связаны друг с другом самой
жизнью.
Р: развивать критическое
отношение к собственным
действиям, действиям
одноклассников в процессе
познания музыкальных образов,
исполнительской деятельности.
К: формировать
навыкисовместной работы в
коллективе.

Светская музыка.
Соната.

1

Соната №2 С.
Прокофьев.
Соната №11 В.
А.Моцарт.

1

«Рапсодия в стиле
блюз». Дж. Гершвин.

1

Симфоническая картина.
«Празднества» К.
Дебюсси

1

Симфония №1 В.
Калинникова

1

Музыка народов мира.
Международные хиты.

1
1

Рок-опера «Юнона и
Авось» А. Рыбникова

1

Л: Ценитьмузыкальное
искусство прошлого
Р: самостоятельноузнавать
шедеврыкамерной музыки
П: отвечать навопросы учителя.
К: творческое
задание.
Л: восхищатьсятворчеством
Моцарта иПрокофьева.
Р: самостоятельноуметь
объяснять,для чегокомпозитор
отступает отклассической
формы построениясонаты.
П: уметь следить заразвитием
темы ввариациях.
К:знатьмузыкальные
термины.
Л: уважительноотносится к
музыкальномутворчеству
американскогонарода.
Р: самостоятельно определять
средства муз. выразительности
отрицательныхперсонажей.
П:отличатьнегритянскийфольклор
отджазовойстилистики
Гершвина.
К: уметьопределять сферу муз.
творчестваГершвина.
Л: заниматьсясамообразованием:
читать книги об известных
композиторах.
Р: самостоятельноузнавать
главную ипобочную темы
симфонии.
П: знатьособенности
построения главное партии
К:какиеинструментыозвучивают
главные темы всимфониях.
Л: уважительноотносится к
народномутворчеству,увеличивать
духовный багаж:
«Чем большебагаж, тем
легчеидти»
Р: самостоятельноопределять
национальныйколорит народной
музыки.
П: знать популярные музыкальные
хиты.
К: слушать музыкальные
обработки и электроннуюмузыку.
Л: готовность открыто выражать
свою позицию на уроках.

Итого: 34 ч

Рок-опера «Юнона и
Авось» А. Рыбникова

1

Обобщающий урок

1

Р: умение оценивать результат
своей деятельности,
аргументировать своё мнение и
позицию.
П: умение эмоционально
исполнять музыкальные
произведения;
воспринимать на слух
музыкальное произведение; давать
образную характеристику
прослушанного произведения.
К: умение слушать и слышать
учителя, ученика; умение
сотрудничать в группе, при
решении учебных задач.
Л: расширять музыкальный
кругозор.
Р: самостоятельно определять
жанр музыки
П: ориентироваться в терминах.
К: повышать культурный уровень.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».