Рабочая программа по химии 8-9 класс ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ,
Планируемые результаты реализации программы по предмету «Химия»:
Выпускник научится:
 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
 раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент,
простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
 изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических уравнений;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю
химического элемента в соединениях;
 сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
 классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
 описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека)
простых веществ – кислорода и водорода;
 давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений
естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
 пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
 проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в
процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений
и опытов;
 различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
 осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в
окружающей природной среде;
 понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
 использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских
проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
 развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного
общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования
различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение вещества.
Выпускник научится:
 классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и
гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности
упорядоченности научных знаний;
 раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
 описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических
элементов;
 характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям
атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
 различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную
и металлическую;

 изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
 выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной,
атомной, молекулярной, металлической);
 характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в
периодической системе и особенностей строения их атомов;
 описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и
периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;
 характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и
периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
 осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной
полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
 описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
 применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для
объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
 развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории
становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из
важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций.
Выпускник научится:
 объяснять суть химических процессов;
 называть признаки и условия протекания химических реакций;
 устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из
классифицированных признаков:
1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения,
замещения и обмена);
2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные
реакции);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
 называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
 называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
 составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и
сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно - восстановительных
реакций;
 прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ;
определять исходные вещества по формулам / названиям продуктов реакции;
 составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)
превращений неорганических веществ различных классов;
 выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической
реакции;
 готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
 определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски
индикаторов;
 проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ
отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
 приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными
классами неорганических веществ;

 прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической
реакции;
 прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического
равновесия.
Многообразие веществ.
Выпускник научится:
 определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп:
металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
 составлять формулы веществ по их названиям;
 определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
 составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления
элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и
солей;
 объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их
высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
 называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных,
амфотерных.
 называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;
 приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ:
оксидов, кислот, оснований и солей;
 определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно –
восстановительных реакциях;
 составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;
 проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов
неорганических веществ;
 проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода,
кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в
окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских
проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной
коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными
таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования
различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для
объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории
становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из
важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными
классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости
химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического
равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое
вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих
важное практическое значение.
Планируемые результаты реализации программы «Формирование УУД» средствами
предмета химии:
Личностные универсальные учебные действия
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность,
готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других
людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании
моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных
компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных
организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в
школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических
и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм
на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временно2й перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого
расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения
целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять
цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме
громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в
сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и
действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в
дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на
основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного
межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности
оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между
членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам
проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение
понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею
текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять
обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Планируемые результаты реализации программы по предмету «Химия» 8 класс
Восьмиклассник научится:
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент»,
«простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических
реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю
химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в
процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и
опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям
атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и
металлическую;
• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного
вида;
• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных,
атомных, молекулярных, металлических;
• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в
периодической системе и особенностей строения их атомов;
• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической
системы химических элементов Д. И. Менделеева;
• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из
классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
(реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению
теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления

химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса
(реакции обратимые и необратимые);
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ;
определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции; • составлять уравнения
реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ
различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической
реакции;
• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски
индикаторов;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ
отдельных ионов
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп:
металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления
элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ
(металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего
периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических
веществ: кислот, оснований, солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ:
оксидов, кислот, оснований и солей;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов
неорганических веществ;
Восьмиклассник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в
окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских
проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной
коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными
таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования
различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для
объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории
становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из
важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными
классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости
химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического
равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое
вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих
важное практическое значение.
Планируемые результаты реализации программы по предмету «Химия» 9класс
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение
понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею
текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять
обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить
запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде
учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска
необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности
использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в
них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование,
модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических
наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение,
использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные
обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям,
оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений
при получении, распространении и применении научного знания.
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент»,
«простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических
реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю
химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых
веществ — кислорода и водорода;
• давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений
естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в
процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и
опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп:
металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
Выпускник получит возможность научиться:
•осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для
объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории
становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из
важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными
классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости
химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического
равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое
вещество — оксид — гидроксид — соль;
• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;
• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения
аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в
природе;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих
важное практическое значение.
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в
окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских
проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной
коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными
таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования
различных веществ.
Содержание учебного предмета «Химия»
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное
место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы
химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для
человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением
правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием
многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей
программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме,
соответствующей возрасту обучающихся.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические
знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения,
прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей химических превращений и
путей управления ими в целях получения веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное
учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атома, видах
химической связи, закономерностях протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению
практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента,
соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить
ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе.
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим

языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы
многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве
мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно
оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с
веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать
экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ,
зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их
свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за
их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием
лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
"7) для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи химических
формул с использованием рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
8) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными
доступными методами научного познания, используемыми в химии.".
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных
связях с предметами: «Биология», «География», «История», «Литература», «Математика», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика», «Экология».
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение,
эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения
смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные
вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы.
Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки
протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и
химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических
реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое
вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории.
Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем
газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения
газов при химических реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе.Физические и химические свойства воды.
Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного
вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические
свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура.
Физические свойства оснований.Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция
нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и
применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в
различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей.Получение и
применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических

соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной
жизни.Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны.
Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов
первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности
изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в
периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И.
Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь:
неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ
на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической
реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам:
числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов
химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация.
Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия
протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.
Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях.
Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов:
хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства.
Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная
кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды
азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения
фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические
свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды
углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева.Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства
металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения.
Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида
алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан,
этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения:
спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная
кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
1.
Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
2.
Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по
количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

3.

Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

Примерные темы практических работ:
1.
Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы
в химической лаборатории.
2.
Очистка загрязненной поваренной соли.
3.
Признаки протекания химических реакций.
4.
Получение кислорода и изучение его свойств.
5.
Получение водорода и изучение его свойств.
6.
Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
7.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений».
8.
Реакции ионного обмена.
9.
Качественные реакции на ионы в растворе.
10.
Получение аммиака и изучение его свойств.
11.
Получение углекислого газа и изучение его свойств.
12.
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их
соединений».
13.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Распределение содержания по классам:
8 класс.
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и
смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с
оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание,
кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки
химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и
молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы.
Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических
элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная
молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по
химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам
бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В.
Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон
Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов
при химических реакциях.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности.
Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода.
Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита
атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности.
Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при
работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в
природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды.
Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и
кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и
применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые
основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция
нейтрализации. Получение и применение оснований.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот.
Вытеснительный ряд металлов.
Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей
в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки
веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон
сохранения массы веществ.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава
воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание
водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Анализ воды. Синтез воды.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в
присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции,
иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди
(II). Реакция замещения меди железом.
Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы
 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с
лабораторным оборудованием.
 Очистка загрязнённой поваренной соли.
 Получение и свойства кислорода
 Получение водорода и изучение его свойств.
 Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой
доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по
массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого
вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из
продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего
определённую долю примесей.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Строение атома.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов.
Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический
закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация
химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов.
Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая

форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода,
номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны.
Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная
формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его
ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов.
Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление
относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки
химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора,
серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с
водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.
Раздел 3. Строение вещества.
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи:
ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете
электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Демонстрации:
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
9 класс.
Раздел 1. Многообразие химических реакций.
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и
восстановления. Составление уравнений окислительно -восстановительных реакций с помощью
метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.
Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химическтх реакций.
Первоначальное представление о катализе.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и
анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и
солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Степень диссоциации. Реакции
ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства
основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической
диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Понятие о гидролизе солей.
Демонстрации:
Примеры экзо- и эндотермических реакций.
Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотой. Взаимодействие гранулированного
цинка и цинковой пыли с соляной кислотой.
Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных
температурах.
Горение угля в концентрированной азотной кислоте.
Горение серы в расплавленной селитре.
Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.
Движение ионов в электрическом поле.
Практические работы:
Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.
Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как
электролитов»
Лабораторные опыты:

Реакции обмена между растворами электролитов
Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.
Раздел 2. Многообразие веществ.
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов,
строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов.
Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора.
Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Солянная кислота и её соли.
Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Кислород и сера. Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Сера.
Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы.
Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид
серы (IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и ее соли.
Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы (VI). Серная кислота. Химические свойства
разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы.
Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности.
Применение серной кислоты.
Азот и фосфор. Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и
химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические
и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства.
Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории.
Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности.
Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора
(V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.
Углерод и кремний. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод.
Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ,
свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли.
Качественные реакции на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические
соединения углерода.
Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Металлы. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов. Металлическая
связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов. Химические свойства металлов.
Общие способы получения металлов. Сплавы металлов. Щелочные металлы. Положение
щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе.
Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в
природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида
алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в
природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды,
гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественные реакции на ионы.
Демонстрации:
Физические свойства галогенов.
Получение хлороводорода и растворение его в воде.
Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.
Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов,
фосфатов
Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Знакомство с образцами природных
карбонатов и силикатов
Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений
кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных,
щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Практические работы:
Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
Получение аммиака и изучение его свойств.
Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Лабораторные опыты:
Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.
Качественные реакции сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.
Ознакомление с образцами серы и её природными соединениями.
Взаимодействие солей аммония со щелочами.
Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.
Качественная реакция на углекислый газ.
Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со
свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и
взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+
Расчетные задачи:
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из
продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего
определённую долю примесей.
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ.
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа
жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.
Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан – простейшие представители
предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд
предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных
углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов.
Применение метана.
Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен.
Физические и химические свойства этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение
ацетилена.
Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты,
карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в
организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер,
структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
Демонстрации:
Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов
их горения. Качественная реакция на этилен. Получение этилена.
Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде.
Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и
органических растворителях.
Качественные реакции на глюкозу и крахмал.
Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не
только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их
сформированности.

Тематическое планирование учебного курса химии
№

Класс

1
2

8 класс
9 класс
Итого

Количество
часов
72
68
140

Контрольные
работы
5
4
9

Практические
работы
6
7
13

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
«Химия 8 класс»
Темы
Основные виды учебной деятельности
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
(54ч)
Первоначальные химические
понятия (18ч.)

Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать
свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций.
Учиться проводить химический эксперимент. Соблюдать
правила техники безопасности. Уметь оказывать первую
помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с
реактивами и лабораторным оборудованием. Знакомиться с
лабораторным оборудованием. Изучать строение пламени,
выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально. Уметь
разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и
выпаривания. Определять признаки химических
реакцийРазличать понятия «атом», «молекула», «химический
элемент», «ион», «элементарные частицы». Различать понятия
«вещества молекулярного строения» и «вещества
немолекулярного строения». Определять понятие
«кристаллическая решѐтка». Определять валентность атомов в
бинарных соединениях. Определять состав простейших
соединений по их химическим формулам. Изображать
простейшие химические реакции с помощью химических
уравнений. Составлять формулы бинарных соединений по
известной валентности элементов. Моделировать строение
молекул метана, аммиака, водорода, хлороводорода.
Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества
по его формуле. Рассчитывать массовую долю химического
элемента в соединении. Рассчитывать молярную массу
вещества. Устанавливать простейшие формулы веществ по
массовым долям элементов. Вычислять по химическим
уравнениям массу или количество вещества по известной массе
или количеству одного из вступающих в реакцию или
получающихся веществ

Количественные отношения в Использовать внутри- и межпредметные связи. Вычислять
молярный объѐм газов, относительную плотность газов,
химии (5 ч)
объѐмные отношения газов при химических реакциях.
Использовать приведѐнные в учебниках и задачниках
алгоритмы решения задач
Кислород. Горение( 6ч.)

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать
физические и химические превращения изучаемых веществ.
Распознавать опытным путѐм кислород. Описывать
химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного
и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов
проведѐнных химических опытов. Участвовать в совместном
обсуждении результатов опытов. Оказывать первую помощь
при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и
лабораторным оборудованием. Составлять формулы оксидов
по известной валентности элементов. Записывать простейшие

уравнения химических реакций. Пользоваться информацией из
других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить презентации по теме
Водород (4 ч.)

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать
физические и химические превращения изучаемых веществ.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе
демонстрационного и лабораторного эксперимента.
Распознавать опытным путѐм водород. Соблюдать правила
техники безопас- ности. Делать выводы из результатов
проведѐнных химических опытов. Участвовать в совместном
обсуждении результатов опытов. Записывать простейшие
уравнения химических реакций. Пользоваться информацией из
других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить презентации по теме

Вода. Растворы (6 ч)

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать
физические и химические превращения изучаемых веществ.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе
демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать
выводы из результатов проведѐнных химических опытов.
Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.
Записывать простейшие уравнения химических реакций.
Вычислять массовую долю растворѐнного вещества в растворе,
массу растворѐнного вещества и воды для приготовления
раствора определѐнной концентрации. Готовить растворы с
определѐнной массовой долей растворѐнного вещества.
Пользоваться информацией из других источников для
подготовки кратких сообщений

Основные классы
неорганических соединений
(15ч)

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать
физические и химические превращения изучаемых веществ.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе
демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать
правила техники безопасности. Делать выводы из результатов
проведѐнных химических опытов. Участвовать в совместном
обсуждении результатов опытов. Классифицировать изучаемые
вещества по составу и свойствам. Составлять формулы
оксидов, кислот, оснований, солей. Характеризовать состав и
свойства веществ основных классов неорганических
соединений. Записывать простейшие уравнения химических
реакций

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Строение атома (9 ч)
Периодический закон и
периодическая система
химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атома
(9ч)

Классифицировать изученные химические элементы и их
соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к
разным классам; химические элементы разных групп.
Устанавливать внутри- и межпредметные связи.
Формулировать периодический закон Д. И. Менделеева и
раскрывать его смысл. Описывать и характеризовать структуру
таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева» (короткая форма). Различать периоды, группы, Аи Б-группы. Определять понятия «химический элемент»,
«порядковый номер», «массовое число», «изотоп»,

«относительная атомная масса», «электронная оболочка»,
«электронный слой». Объяснять физический смысл
порядкового номера химического элемента, номеров группы и
периода, к которым элемент принадлежит в периодической
системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств
элементов в пределах малых периодов и А-групп. Определять
число протонов, нейтронов, электронов у атомов химических
элементов,используя периодическую таблицу. Моделировать
строение атома, используя компьютер. Составлять схемы
строения атомов первых 20 элементов периодической системы
элементов. Характеризовать химические элементы на основе
их положения в периодической системе и особенностей
строения их атомов. Делать умозаключения о характере
изменения свойств химических элементов с увеличением
зарядов атомных ядер. Исследовать свойства изучаемых
веществ. Наблюдать физические и химические превращения
изучаемых веществ. Описывать химические реакции,
наблюдаемые в ходе эксперимента. Участвовать в совместном
обсуждении результатов опытов. Делать выводы из
результатов проведѐнных химических опытов
Раздел 3. Строение вещества (7 ч)
Химическая связь (7ч)

Конкретизировать понятия «химическая связь»,
«кристаллическая решѐтка». Определять понятия «ковалентная
неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная
связь», «степень окисления». Моделировать строение веществ
с крис- таллическими решѐтками разного типа. Определять тип
химической связи в соединениях на основании химической
формулы. Определять степень окисления элементов в
соединениях. Составлять формулы веществ по известным
степеням окисления элементов. Устанавливать внутри- и
межпредметные связи. Составлять сравнительные и
обобщающие таблицы, схемы

Обобщение (2 часа)

Тематическое планирование учебного курса химии 8 класс
№

Раздел

Количество
часов

Практические занятия
К/р
Практикумы
Лаб. раб

1.

Основные понятия химии (уровень
атомно-молекулярных представлений).

54

3

6

5

2.

Периодический закон и периодическая
система химических элементов д. И.
Менделеева. Строение атома.

9

1

-

5

3.

Строение вещества. Химическая связь.

7

-

-

8

4.

Обобщение

2

Итого:

72

4

6

18

9 класс
Тематическое
планирование
Повторение
(2 часа)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Характеризовать химические элементы металлы и неметаллы в свете
строения атома.
Повторить химические свойства простых веществ и соединений
Классифицировать химические реакции.
Раздел 1.
Приводить примеры реакции каждого типа.
Классификация
химических реакций Распознавать окислительно- восстановительные реакции.
Определять окислитель, восстановитель, процесс окисления,
(7ч)
восстановления.
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного
языка и языка химии.
Исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции.
Описывать условия, влияющие на скорость химической реакции.
Проводить групповые наблюдения во время проведения
демонстрационных опытов.
Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.
Составлять термохимические уравнения реакций.
Вычислять тепловой эффект реакции по ее термохимическому
уравнению.
Химические реакции Обобщать знания о растворах
в водных растворах Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах
Формулировать определения понятий «электролит»,«неэлектролит»,
(7ч)
«электролитическая диссоциация»
Конкретизировать понятие «ион»
Обобщать понятие «катион», «анион»
Исследовать свойства растворов электролитов
Описывать свойства веществ
Соблюдать правила техники безопасности. Характеризовать условия
течения реакций в растворах
Определять возможность протекания реакций ионного обмена
Проводить групповые наблюдения во время опытов
Обсуждать результаты
Объяснять сущность реакций ионного обмена
Распознавать реакции ионного обмена
Составлять ионные уравнения реакций
Составлять сокращенные ионные уравнения реакций.
Объяснять закономерности изменения свойств неметаллов в малых
Раздел 2.
периодах и А-группах. Характеризовать химические элементы на основе
Многообразие
их положения в периодической системе и особенностей строения их
неорганических
атомов.
веществ ( 45ч)
Делать умозаключения о характере изменения свойств химических
элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Характеризовать
галогены на основе их положения в периодической системе и
особенностей строения их атомов.
Объяснять закономерности изменения свойств галогенов с увеличением
атомного номера.
Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и
лабораторного эксперимента.
Соблюдать технику безопасности. Распознавать опытным путем
соляную кислоту и ее соли, бромиды, иодиды.

Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и в повседневной жизни с целью безопасного обращения с
веществами и материалами и экологически грамотного поведения в
окружающей среде.
Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе.
Характеризовать элементы IV А группы на основе их положения в
периодической системе Д.И. Менделеева. И особенностей строения их
атомов.
Объяснять закономерности изменения свойств IV А группы по периоду
и в А группах.
Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин
многообразия веществ.
Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и
лабораторного эксперимента.
Оказывать первую помощь при отравлении, ожогах и травмах,
связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.
Определять принадлежность веществ к определенному классу
соединений.
Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной серной
кислоты.
Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде.
Распознавать опытным путем растворы кислот, сульфиды, сульфиты,
сульфаты.
Характеризовать элементы V А группы на основе их положения в
периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их
атомов.
Объяснять закономерности изменения свойств VА- группы по периоду и
в А группах.
Характеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия
веществ.
Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и
лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлении, ожогах и травмах,
связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.
Устанавливать принадлежность веществ к определенному классу
соединений.
Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной
кислоты.
Составлять уравнения ступенчатой диссоциации на примере фосфорной
кислоты.
Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде.
Распознавать опытным путем аммиак, растворы кислот, нитрат- и
фосфат- ионы, ион аммония.
Характеризовать элементы IV А группы на основе их положения в
периодической системе Д.И. Менделеева. И особенностей строения их
атомов.
Объяснять закономерности изменения свойств IV А группы по периоду
и в А группах.
Характеризовать аллотропию углерода как одну из причин
многообразия веществ.
Определять принадлежность веществ к определенному классу
соединений.
Сопоставлять свойства оксидов углерода и кремния
Записывать уравнения реакций
Распознавать опытным путем углекислый газ, карбонат - ионы.

Раздел 3. Краткий
обзор важнейших
органических
веществ (7 ч)
Тема
Первоначальные
представления об
органических
веществах – 7 часов

Характеризовать металлы на основе их положения в периодической
системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности
изменения свойств металлов по периоду и в А-группах. Исследовать
свойства изучаемых веществ. Объяснять зависимость физических
свойств металлов от вида химической связи между их атомами.
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного
языка и языка химии.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их
превращениями.
Доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов алюминия и
железа (III).
Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксидов металлов к воде.
Сравнивать отношение гидроксидов натрия и алюминия к растворам
кислот и щелочей.
Распознавать опытным путем гидроксид – ионы Fe (II)и (III)
Соблюдать технику безопасности, правильно обращаться с химической
посудой и лабораторным оборудованием. Записывать уравнения
реакций в электронно-ионном виде.
Осуществлять реакции, подтверждающие генетическую связь между
неорганическими соединениями.
Обобщать знания и делать выводы.
Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на
основе знаний о периодическом законе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни с целью безопасности обращения с
веществами и материалами и экологически грамотного поведения в
окружающей среде.. Вычислять по химическим уравнениям массу,
объем, и количество вещества одного из продуктов реакции по массе
исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего
определённую долю примесей. Готовить компьютерные презентации по
теме.
Использовать внутри- и межпредметные связи.
Составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов.
Определять принадлежность вещества к определенному классу
органических соединений.
Записывать уравнения реакций замещения и присоединения с участием
органических веществ.
Наблюдать демонстрируемые опыты.
Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их
превращениями.
Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.
Проводить качественные реакции на некоторые органические вещества.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки
кратких сообщений.
Готовить компьютерные презентации.

Тематическое планирование учебного курса химии 9 класс
№/п Наименование раздела

1.

Повторение курса химии 8 класса

Количество
часов в
рабочей
программе
2

Проверочные
работы

Практические
работы

2.
3
4.
4.

Классификация химических реакций
Химические реакции в водных
растворах
Многообразие веществ
Краткий обзор важнейших
органических веществ
Итого

7
7

1

1
1

45
7

2
-

5
-

68

3

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».