Рабочая программа родная литература_5_9_кл

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
 потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы,
вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного
чтения.
Учащийся научится:
 понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
 уважительно относиться к родной литературе;
 оценивать свои и чужие поступки;
 проявлять внимание, желание больше узнать.
 понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности;
 анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить
свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
формирование УУД.
Регулятивные УУД:
 формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
 анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
 совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность под руководством учителя;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
 планированию пути достижения цели;
 установлению целевых приоритетов;
 оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не
знаю и не умею?»).
 учитывать условия выполнения учебной задачи;
 осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль
(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:
 овладение навыками смыслового чтения;
 извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную
в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
 владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
 перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из
одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и
наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
 излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы;
технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
 строить сообщение в устной форме;
 находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
 ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
 анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
 осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом
факте;
 обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
 планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
 уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
 уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
 выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
 устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
 аргументировать свою точку зрения;
 задавать вопросы.
 продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения
ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина
внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их
применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность
следующих умений:
 осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
 понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п.;
 формирование умений воспринимать, анализировать,критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
 владеть различными видами пересказа,
 пересказывать сюжет;
 выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции;
 определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку
зрения;
 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
 пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
 видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
 пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные
средства;
 учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать
фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
 характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений
древнерусской литературы;
 характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

 формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
 осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
 выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста;
 воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
 характеризовать нравственную позицию героев;
 формулировать художественную идею произведения;
 формулировать вопросы для размышления;
 участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
 давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
 создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
 сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства,
аргументировано оценивать их;
 выразительно читать произведения лирики;
 вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты
в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из
произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историкокультурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для
изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние
на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурноисторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
 Устное народное творчество.
 Древнерусская литература.
 Русская литература XVIII в.
 Русская литература XIX в.
 Русская литература XX в.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и
рассчитана на 17 часов.
Класс
Количество часов в неделю
Количество
часов в год
5
0,5
17
6
0,5
17
7
0,5
17
8
0,5
18
9
0,5
17
Итого
2,5
86

План-график учебных часов 5-9 классы

Четверть

Кол-во недель

Кол-во часов

I
II
III
IV
год

4
4
5
4
17

4
4
5
4
17

Календарно- тематическое планирование

Кол-во часов
отведённых на
контр/раб

5 класс

№

Наименование разделов, тем

1
2
3
4

Своеобразие родной литературы.
Русский фольклор.
Древнерусская литература.
Из литературы XVIII века

Кол-во
часов
1
2
1
1

5

Из литературы XIX века.

2

6

Поэтический образ Родины

2

7
8

Литература XX века
Родная природа
в произведениях поэтов ХХ века
Всего

5
3

Календарно-тематическое планирование
№

1.
2.
3.
4.

17
6 класс

Наименование разделов, тем
Своеобразие родной литературы

Кол-во
часов
1

Русский фольклор
Древнерусская литература
ЛитератураXIX века

1
1
3
2

5.

Поэтический образ Родины.

6.

ЛитератураXXвека

6

7.

Стихи о прекрасном и неведомом

4
17час

Календарно- тематическое планирование 7 класс

Резерв

№

Наименование разделов, тем

1
2
3

Русский фольклор
Древнерусская литература
Литература XVIII века

Кол-во
часов
1
2
2

4

Литература XIX века

5

5

Литература XXвека
Всего

8
18

Календарно- тематическое планирование 8 класс
№

Наименование разделов, тем

1
2
3
4
5

Введение.
Из устного народного творчества
Древнерусская литература
Литература XVIII века
Литература XIX века

Кол-во
часов
1
3
1
1
2

6
7
8

Поэзия 19 века.
Литература XX века
Проза о Великой Отечественной войне

1
1
4

9

Современная литература.
Проза о подростках и для подростков последних десятилетий
Всего

3
17

Календарно- тематическое планирование 9 класс
№

Наименование разделов, тем

1

Древнерусская
литература

2

Из литературы XVIII века

2

3

Из литературы XIX

2

4

Из литературы XX века
Всего

10
17

Кол-во
часов
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».