Scratch

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Scratch» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (ФГОС ООО); требованиям к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным), основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) на основе фундаментального ядра содержания в рамках
внеурочной деятельности начального общего образования.
Программа «Scratch» направлена на удовлетворение потребностей учащихся в
интеллектуальном совершенствовании, учитывает индивидуальные особенности
детей, обеспечивает поддержку каждого ребенка, его интеллектуальное, творческое,
эстетическое развитие с использованием новейших достижений современной науки.
Актуальность программы
На современном этапе экономического и социального развития общества
содержание образования должно быть ориентировано на:
• формирование у подрастающего поколения адекватной современному
уровню знаний картины мира;
• обеспечение самоопределения и создание условий для самореализации
личности;
• формирование человека, интегрированного в современное общество и
нацеленного на совершенствование этого общества.
Программирование на Scratch стать одним из интереснейших способов
изучения компьютерных технологий, программирования и технического творчества.
Программная среда позволяет эффективно начать знакомство с алгоритмизацией,
изучая основы программирования, осваивая основы робототехники. Не секрет, что
зачастую школьники рассматривают программирование как нудное, очень трудное
занятие, доступное только для тех, кто имеет очень хорошую техническую и
математическую подготовку. Традиционные языки программирования, достаточно
сложны для изучения в классах универсального профиляи для детей младшего
возраста. Scratch – новая среда программирования, которая позволяет детям
программным путем создавать собственные интерактивные истории и игры,
мультфильмы и другие произведения.
Модуль «Scratch» состоит из следующих основных разделов:
• Алгоритмизация и программирование в среде Scratch.
• Знакомство с технологией анимации и проектирования компьютерных игр.
• Коммуникации в международном сообществе Scratch.
Нужно отметить, что задействованное в модуле программное обеспечение
относится к свободно распространяемым ресурсам, которые можно найти в
Интернете.
Хотя, при работе в среде Scratch используются основные идеи и понятия
объектно-ориентированного программирования, основной акцент ставится на
моделирование, помогая осознанию перехода от неформальной жизненной задачи к
формальной модели.
Занимательные формы работы с использование и компьютерных технологий
воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем учащиеся вовлекаются в
серьезную творческую работу, в ходе которой развивается личность ребенка.

Постепенно у школьника вырабатывается определенная культура поведения,
формируется его мировоззрение.
Целью программы является формирование алгоритмического и структурного
мышления учащихся, познавательных, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся.
Таким образом, работа по программе «Scratch» вносит значительный вклад в
достижение главных целей начального общего образования обеспечивая:
• формирование общей культуры, личностное и интеллектуальное развитие,
развитие творческих способностей учащихся;
• обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития;
• становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
• выявление и развитие способностей обучающихся,
•
использование
в
образовательной
деятельности
современных
образовательных технологий деятельностного типа;
•
предоставление
обучающимся
возможности
для
эффективной
самостоятельной работы;
• развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе
решения прикладных задач;
• активное использование знаний, полученных при изучении других учебных
предметов и сформированных универсальных учебных действий;
• формирование способности придавать экологическую направленность
собственной деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в
разных формах деятельности.
Содержание дополнительной общеобразовательной программы цифрового
профиля «Scratch»
Первый год обучения
1. Знакомство со средой программирования Scratch (16 часов)
ТБ и правила поведения при работе на компьютере. Демонстрация примеров
проектов, сделанных в среде Scratch. Знакомство со средой программирования
Scratch. Установка Scratch на домашнем компьютере. Интерфейс и главное меню
Scratch. Понятия «скрипт», «сцена», «спрайт». Система команд исполнителя Scratch.
Блоки и команды. Движение, звук, цвет спрайтов. Управление и контроль над
спрайтом, анимация.
2. Создание личного проекта в Scratch (11 часов)
Понятие проекта, его структура и реализация в среде Scratch. Этапы разработки и
выполнения проекта (постановка задачи, составление сценария, программирование,
тестирование, отладка) с помощью Scratch. Дизайн проекта. Примеры поэтапной
разработки проекта. Создание и защита проекта, созданного в среде
программирования Scratch.

3. Образовательная работа в социальной сети сайта http://scrаtch.mit.edu(8 часов)
Правила
работы
в
сетевом
сообществе
Scratch.
Регистрация
на
сайтеhttp://scrаtch.mit.edu, создание личной страницы на данном сайте. Публикация
собственного проекта на сайтеhttp://scrаtch.mit.edu.Скачивание и использование
чужих проектов, доступных пользователям данного сайта, авторские права. Этика
общения в сетевом сообществе Scratch, оценивание чужих работ с сайта
http://scrаtch.mit.edu.
Второй год обучения
1. Повторение (5 часов)
ТБ и правила поведения при работе на компьютере. Демонстрация примеров
проектов, сделанных в среде Scratch. Повторение основных понятий среды
программирования Scratch. Блоки и команды. Управление и контроль над спрайтом,
анимация.
2. Реализация алгоритмов в Scratch (14 часов)
Управление несколькими объектами. Последовательное и одновременное
выполнение. Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический
алгоритм. Случайные числа. Диалог с пользователем. Использование слоев.
Анимация полета. Создание плавной анимации. Разворот в направление движения.
Изучаем повороты. Изменение движения в зависимости от условия. Графические
эффекты картинок.
3. Создание личного проекта в Scratch (16 часов)
Проект в Scratch. Изучение и реализация проектов «Игра с геометрическими
фигурами», «Игра с буквами», «Игра со случайными надписями», «Сказка», «Квест».
Разработка собственного проекта, его программирование, дизайн, оформление и
защита. Публикация собственного проекта на сайтеhttp://scrаtch.mit.edu.Скачивание и
использование чужих проектов, доступных пользователям данного сайта, авторские
права.
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной программы
В результате освоения обучающихся курса «Scratch» в рамках внеурочной
деятельности могут добиться следующих результатов:
Личностные результаты:
• широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы
познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности за счет
развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в
процессе обучения другим предметам и в жизни;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и
личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в
условиях развития информационного общества;

• готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и
коллективной информационной деятельности;
• способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет
умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за
счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
• владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно, и того, что требуется установить;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,
разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при
помощи фиксированного набора средств;
• прогнозирование – предвосхищение результата;
• контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с
имеющимися данным и с целью установления соответствия или несоответствия
(обнаружения ошибки);
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в
случае обнаружения ошибки;
• оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача;
• владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы;
• поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска;
• структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
• владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать
мысль в понятной собеседнику форме;
• умение осуществлять в коллективе совместную информационную
деятельность, в частности при выполнении проекта;
• умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы
с помощью средств ИКТ;
• использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и
повседневной жизни.

Предметные результаты:
• умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные»,
«алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов
в обыденной речи и в информатике;
• умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы
управления исполнителями на языке программирования Scratch;
• умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• овладение понятиями спрайт, объект, скрипт, обработка событий;
• умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием
конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы),
вспомогательных алгоритмов;
• умение создавать и выполнять программы для решения несложных
алгоритмических задач в программе Scratch;
• навыки выбора способа представления данных в зависимости от
постановленной задачи.
В результате учебной деятельности, для решения разнообразных учебнопознавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться
и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные
учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и
старшей школе.

Календарно-тематическое планирование дополнительной
общеобразовательной программы
Первый год обучения
Номер
урока

Тема / содержание

Характеристика основных видов
деятельности

Раздел I. Знакомство со средой программирования Scratch (16 часов)
1
Знакомство
со повторение правил техники безопасности и
средой Scratch.
правильной организации рабочего места при
работе
на
компьютере;
рассмотрение
примеров проектов, сделанных в среде
Scratch, алгоритма установки программы на
домашний компьютер.
2
Особенности
рассмотрение и анализ интерфейса
среды Scratch.
программы Scratch и её особенностей,
определение основных понятий: «скрипт»,
«сцена», «спрайт».
3
Выбор и создание знакомство со способами создания и выбора

Кол-во
часов

1

1

1

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15

спрайта.

спрайтов, исследование графического
редактора в Scratch.

Управляющие
программы
–
скрипты.
Блок
внешнего
вида.
Блок движения.
Блок перо.
Блок чисел.
Блок контроля.
Блок сенсоров.
Блок звуков.
Блок переменных.
Управление
и
контроль.
Управление
спрайтами
с
помощью
клавиатуры.
Изменение цвета.

рассмотрение и анализ особенностей создания
скриптов, главного меню.

1

исследование команд блока внешнего вида.

1

исследование команд блока движения.
исследование команд блока рисования.
исследование команд блока чисел.
исследование команд блока контроля.
исследование команд блока сенсоров.
исследование команд блока звуков.
исследование команд блока переменных.
исследование способов контроля объектов
при помощи "Зеленого флага" и знака "Стоп".
исследование управления действиями спрайта
с помощью клавиатуры.

1
1
1
1
1
1
1
1

исследование смены цвета спрайта.

1

создание анимации готовых спрайтов (смена
костюмов) из самостоятельно созданных
спрайтов.
Раздел II. Создание личного проекта в Scratch (11 часов)
1
Проект в Scratch.
определение понятия проекта, его структуры
и реализации в Scratch
2
Сценарий проекта. знакомство с этапами разработки и
выполнения проекта: постановкой задачи и
составлением сценария в Scratch
3
Проект
рассмотрение
проекта
мультипликации
мультипликации.
спрайта и его реализация
4
Проект
реализация усложнения и развития проекта
взаимодействия
мультипликации спрайта
объектов.
5
Разработка
разработка своего проекта: постановка задач и
собственного
составление собственного сценария
проекта.
6-8
Программировасоставление
программы
в
Scratch,
ние проекта.
тестирование, отладка на выполнение
9-10
Дизайн
и оформление проекта для показа, подготовка к
оформление
защите.
проекта.
11
Защита проекта.
демонстрация своего проекта, обсуждение и
анализ других работ.
16

Анимация
спрайта.

1

1

1
1

1
1

1

3
2

1

Раздел III. Образовательная работа в социальной сети сайта
http://scrаtch.mit.edu(8 часов)
1
Понятие
Знакомство с правилами работы в сети: что
1
информационного можно и чего нельзя делать во время общения
пространства сети. в социальной сети.
2-3
Этика общения в Оцениваниечужих
работы
на
сайте
2
сети.
http://scrаtch.mit.edu с соблюдением этики
общения в сети.
4
Сообщество
Регистрация на сайте http://scrаtch.mit.edu,
1
Scratch.
создание личной страницы.
5-6
Публикация
Публикация своих проектов на сайте
2
собственного
http://scrаtch.mit.edu
проекта на сайте.
7-8
Использование
Просмотр чужих проектов на сайте
2
чужих проектов
http://scrаtch.mit.edu и скачивание их для
последующего использования с учётом
авторских прав.
Второй год обучения
Номер
урока

Тема / содержание

Характеристика основных видов
деятельности

Раздел I.Повторение (5часов)
1
Особенности
ТБ и правила поведения при работе на
среды Scratch.
компьютере.
Демонстрация
примеров
проектов, сделанных в среде Scratch.
Интерфейс
программы
Scratch и
её
особенности
2
Блоки и команды
Повторение команд блоков внешнего вида,
движения, рисования, контроля
3
Блоки и команды
Повторение команд блоков чисел, звуков,
сенсоров, переменных
4
Управляющие
Особенности создания скриптов, главное
программы
– меню.
скрипты.
5
Анимация
Создание
анимации
спрайтов
(смена
спрайта.
костюмов)
Раздел II.Реализация алгоритмов в Scratch (14 часов)
1
Управление
Возможности одновременного управления
несколькими
несколькими объектами.
объектами.
2
Последователь-ное Особенности анимации с последовательным и
и одновременное одновременным управлением объектами.
выполнение.
3
Линейный
Реализация линейного алгоритма в Scratch.
алгоритм.
4
Разветвляющийся Реализация разветвляющегося алгоритма в

Кол-во
часов

1

1
1
1

1

1

1

1
1

алгоритм.
Циклический
алгоритм.
Случайные числа.
Диалог
с
пользователем.
Использование
слоев.
Анимация полета.
Создание плавной
анимации.
Разворот
в
направление
движения.
Изучаем повороты.
Изменение
движения
в
зависимости
от
условия.
Графические
эффекты картинок.

Scratch.
Реализация циклического алгоритма в Scratch.

1

Генератор случайных чисел в Scratch.
Реализация диалога с пользователем в Scratch.

1
1

Реализация анимации перемещения в разные
слои сцены в Scratch.
Реализация анимации полета в Scratch.
Особенности создания плавной анимации в
Scratch.
Особенности
создания
разворота
в
направление движения в Scratch.

1

Особенности анимации поворотов в Scratch.
Реализация анимации изменения движения в
зависимости от условия в Scratch.

1
1

Научиться применять эффекты картинок к
спрайтам: создавать мозаичное изображение,
использовать лупу, вращение, свечение,
разбивку на пиксели.
Раздел III.Создание личного проекта в Scratch (16 часов)
1
Проект в Scratch.
Повторение понятия проекта, его структуры,
этапов разработки и выполнения в Scratch.
2
Проект
Рассмотрение и реализация проекта «Игра с
«Игра
с геометрическими фигурами».
геометрическими
фигурами»
3
Проект «Игра с Рассмотрение и реализация проекта «Игра с
буквами»
буквами».
4
Проект «Игра со Рассмотрение и реализация проекта «Игра со
случайными
случайными надписями».
надписями».
5-6
Проект «Сказка»
Рассмотрение и реализация проекта «Сказка».
7-8
Проект «Квест»
Рассмотрение и реализация проекта «Квест».
9
Разработка
Постановка
задачи
и
составление
собственного
собственного сценария
проекта.
10-11 Программирование Составление
программы
в
Scratch,
проекта.
тестирование, отладка на выполнение.
12-13 Дизайн
и Оформление проекта для показа, подготовка к
оформление
защите.
проекта.
14-16 Защита
и Конкурс проектов, обсуждение и анализ
публикация
работ. Публикация своих проектов на сайте

1

5
6
7
8
9
10
11

12
13

14

1
1
1

1
1

1
1

2
2
1

2
2

3

проекта.

http://scrаtch.mit.edu


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».