Инфографика

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности
«Инфографика» для 1-4 классов и 5-7 классов составлена на основе учебного пособия
для общеобразовательных организаций «Основы инфографики» / Н.Л. Селиванов,
Т.В. Селиванова. – М. : Просвещение, 2019. и А. Ермолин. – М. : Просвещение, 2019
и рассчитана на 35 часов (1 занятие в неделю).
Актуальность. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане
меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным
техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится
осваивать заново. В этих условиях велика роль образования, обеспечивающего
профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых
технологий, в том числе информационных.
С другой стороны, современный человек находится под шквалом несущегося на
него инфопотока с экранов телевизоров, компьютеров, сотовых телефонов (айфонов),
журналов, радио и газет. Столько информации трудно усвоить, и порою происходит
просто информационное отравление, которое отражается в психических сдвигах и
неадекватных решениях. Поэтому очень важно уметь правильно работать с
информацией.
Состав участников образовательной программы: Курс «Инфографика»
представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 7-14 лет и
предназначен для работы в любой системе начального образования.
Сроки реализации образовательной программы: 1 год. Курс «Инфографика»
рассчитан на 35 занятий: 1 занятие в неделю продолжительностью 45 минут.
Форма обучения – очная. Дополнительно на занятиях используются проектная
деятельность, тестирование, тренинги, практикумы, познавательная игра, конкурсы,
занятия по углублению знаний.
Цели и задачи программы
Главная цель при обучении инфографики – формирование умений
формализации и структурирования информации, умения выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных. Предлагаемая
дополнительная общеобразовательная программа по информатики ставит перед
собой задачу научить школьника представлять свои знания и идеи в форме
инфографики.
Обучающиеся узнают, что такое инфографика и почему она так интересна
сегодня, где "живёт инфографика", а также познакомятся с разными средствами
инфографики, с тем, что такое пиктограмма, монограмма, каллиграмма, петроглиф и

т. д. Ребята смогут научиться самостоятельно создавать оригинальные творческие
проекты по инфографике.
Принципы и подходы к формированию. В основе построения курса лежит
принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают
два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи,
но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу
является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для
преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может
быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых
навыков. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном
материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон
личности ребёнка.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную
роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся
осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной
деятельности у школьников формируются практические умения и навыки,
обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. В ходе изучения курса
«Инфографика» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают
методами наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся
начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация.
Занятия по данной программе состоят из практической части.
Содержание дополнительной общеобразовательной программы
технической направленности «Инфографика» 1-4 класс
Каждая тема включает краткий и образный учебный текст, богатый зрительный
ряд и практические творческие задания, которые способствуют развитию
интеллектуальных способностей, фантазии, художественного мышления,
формированию умения владеть различными графическими материалами,
инструментами и техниками. При этом идёт развитие основных интеллектуальных
качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать,
абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания,
воображение, речь, расширяется словарный запас.
В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний:
русского языка, литературы, математики, окружающего мира, ИЗО, технологии.
Содержание программы:
1. Дерево инфографики – 18 часов.
Что такое инфографика?
Изобразительный рассказ.
Линия. Коллекция линий.
Графический конструктор.
Созвездия из точек и линий.

Графический рассказ.
Как показать невидимое?
Графическая схема. Пиктограмма. Сетка. Ось симметрии. Человек.
Пиктограмма-силуэт.
Каллиграмма. Буквица. Монограмма.
Мой символ.
2. Проекты по инфографике – 17 часов.
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной программы
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Инфографика» обучающиеся
получат возможность формирования:
Личностных результатов:
• развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной
деятельности;
• формировать личностный смысл учения;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
• осваивать способы решения проблем поискового характера;
• определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
• осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
• предвосхищать результат;
• адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
• концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий;
• стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные:
• осознанно строить речевое высказывание;
• овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение
рассуждения;
• учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации
информации в соответствии с задачами;
• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы
Коммуникативные:
• ставить вопросы; обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
• формировать мотивацию к работе на результат;
• учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или
компромисса;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

• формулировать собственное мнение и позицию;
• учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса являются формирование
следующих умений:
В результате освоения курса информатики, обучающиеся получат представление:
- приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе
чтения
литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих
возрасту);
- научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения
практической или учебной задачи;
- приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации,
сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;
- овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в
наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять,
преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких
источников.
Будут сформированы навыки коммуникации с использованием современных средств
ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное
общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),
Обучающийся научится:
• понимать и правильно применять на бытовом уровне термины «инфографика»,
«график», «диаграмма», «интерактивная графика», «анимация»,
«видеоинфографика».
• различать основные виды инфографики;
• различать основные принципы создания инфорафики.
• Обучающийся получит возможность:
• уметь строить и анализировать таблицы, графики, диаграммы;
• составлять и анализировать карты;
• создавать видеоролики;
• создавать интерактивные презентации;
• знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Календарно-тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
программы «Инфографика» 1-4 классы
№
Тема
1 Что такое инфографика?
2 Творческая работа "Инфографика в жизни"
3 Изобразительный рассказ.
Практическая работа. Изобразительный рассказ о себе с
4
помощью пиктограмм.
5 Линия.

Кол-во часов
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Коллекция линий.
Графический конструктор.
Графический конструктор.
Созвездия из точек и линий.
Графический рассказ.
Как показать нивидимое?
Графическая схема.
Пиктограмма. Сетка.
Пиктограмма. Ось симметрии.
Пиктограмма. Человек.
Пиктограмма - силуэт
Каллиграмма.
Буквица.
Монограмма.
Мой символ.
Проект «Супервещь». Идея. Рисунок.
Проект « Всё в сравнении»
Проект «Диаграмма»
Проект «Я археолог». Слои. План.
Проект «Пропеллер и варенье».
Проект «Силы природы». Небо.
Проект «Силы природы». Ветры.
Проект «Силы природы» Прогноз.
Проект « Маршрут». Ориентиры .
Проект « Маршрут». Карта.
Проект «Маршрут». Экскурсия.
Проект «Лукоморье». Поле игры.
Проект «Лукоморье». Персонажи.
Проект «Лукоморье». Игровой путь.
Проект «Лукоморье». Сборка.

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Содержание дополнительной общеобразовательной программы цифрового
профиля «Инфографика» 5-7 класс
Каждая тема включает краткий и образный учебный текст, богатый зрительный
ряд и практические творческие задания, которые способствуют развитию
интеллектуальных способностей, фантазии, художественного мышления,
формированию умения владеть различными графическими материалами,
инструментами и техниками. При этом идёт развитие основных интеллектуальных
качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать,
абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания,
воображение, речь, расширяется словарный запас.
В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний:
русского языка, литературы, математики, окружающего мира, ИЗО, технологии.
5 класс:
Знаки и знаковые системы. 35 часов

Какие бывают знаки? Иконические знаки. Индексальные знаки. Черный
квадрат. Конвенциональные знаки. Семафор. Конвенциональные знаки-сигналы.
Проектирование знака. Кодирование. Логотип. Знак принадлежности. Смысл знака.
Контрапункт. Контекст (фон). Система знаков. Графическая основа. Ряд. Цифры.
Время в инфографике. Шкала. Часы как знак времени. Дисплей. Река времени.
5 класс:
Читаем и думаем с помощью инфографики. 35 часов
Средства скетчноутинга. Стрелки. Скобки и рамки. Эмотиконы. Инфогрфическая
связь. Чтение со скетчбуком. Фотоколлаж. Новое из готового. Культура монтажа.
Фотоколлаж в графике. Типографика шрифт. Игра с буквами. Конструирование.
Графический конструктор. Зин. Коллаж. Сборка. Сеттинг. Проект старая сказка.
Проект место действия. Проект персонаж.
6 – 7 класс:
Глава 1. Инфографика со смыслом. Всего 14 часов
Угроза клипового мышления. Анатомия чувств человека. Форматы подачи
информации. Что такое инфографика. Классификация инфографики по целям и
форматам. Классификация инфографики по типам и способам визуализации.
Архитектор Смыслов. Как понять непонятное. Инфографика со смыслом. Данные и
знания. Смысл и концепция.
Глава 2. Архитектоника смыслов. Всего 21 час
Смысло-графический словарь. Школьный доклад с помощью инфографики. Бриф –
ответы на специальные вопросы (шаг 1). Структура выступления. Матрица смыслов и
черновой план сценария (шаг 2). Сценарий: черновик (шаг 3). Сценарий: первая
редакция. Сценарий: финальная версия. Подготовка к созданию презентации доклада
(шаг 4). Эскиз расклад (шаг 5). Создаем первый слайд! (шаг 6). Название и шрифт
(шаг 7). Цветная палитра (шаг 8). Визуальные акценты.
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной программы
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Инфографика»
обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
•
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной
деятельности;
•
формировать личностный смысл учения;
•
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
•
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
•
осваивать способы решения проблем поискового характера;
•
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
•
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
•
предвосхищать результат;
•
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;

•
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий;
•
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные:
•
осознанно строить речевое высказывание;
•
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение
рассуждения;
•
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации
информации в соответствии с задачами;
•
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы
Коммуникативные:
•
ставить вопросы; обращаться за помощью;
•
формулировать свои затруднения;
•
предлагать помощь и сотрудничество;
•
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
•
формировать мотивацию к работе на результат;
•
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или
компромисса;
•
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса являются формирование
следующих умений:
В результате освоения курса информатики, обучающиеся получат представление:
- приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе
чтения
литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих
возрасту);
- научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения
практической или учебной задачи;
- приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации,
сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;
- овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в
наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять,
преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких
источников.
Будут сформированы навыки коммуникации с использованием современных
средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и
дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных
предметах),
Обучающийся научится:
•
понимать и правильно применять на бытовом уровне термины «инфографика»,
«график», «диаграмма», «интерактивная графика», «анимация»,
«видеоинфографика».

•
различать основные виды инфографики;
•
различать основные принципы создания инфографики.
•
Обучающийся получит возможность:
•
уметь строить и анализировать таблицы, графики, диаграммы;
•
составлять и анализировать карты;
•
создавать видеоролики;
•
создавать интерактивные презентации;
•
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
•
Различать виды знаков.
•
Научится использовать различные знаки в инфографике.
•
Научится использовать инфографику для конспектирования уроков, для
самостоятельной работы с учебной информацией, для разработки проектов.
•
Умение формулировать смыслы в виде увлекательного текста и визулизировать
его с помощью пиктограмм.
Календарно-тематическое планирование дополнительной
общеобразовательной программы
5-7 классы:
№ п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
2.
2.1.
2.2.
2.3.

Наименование изучаемой темы
Инфографика со смыслом. 14
часов
Угроза клипового мышления.
Анатомия чувств человека.
Форматы подачи информации.
Что такое инфографика.
Классификация инфографики по
целям и форматам.
Классификация инфографики по
типам и способам визуализации.
Архитектор Смыслов.
Архитектор Смыслов.
Как понять непонятное.
Как понять непонятное.
Инфографика со смыслом.
Инфографика со смыслом.
Данные и знания.
Смысл и концепция.
Архитектоника смыслов. 21 час
Смысло-графический словарь.
Смысло-графический словарь.
Школьный доклад с помощью
инфографики.

Дата

Характеристика основных
видов деятельности учащихся
Развитие умения
преобразовывать
информацию из одной формы
в другую; переработка
полученной информации.
Развитие умения рассказать о
своих желаниях с помощью
инфографики.
Развитие умения с
достаточной полнотой
выражать свои мысли с
помощью инфографики.
Развитие учебнопозновательного интереса к
новому учебному материалу.
Избирательное отношение к
информации.

2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.

2.14.

2.15.
2.16.
2.17.
2.18.
2.19.
2.20.
2.21.

Бриф – ответы на специальные
вопросы (шаг 1).
Бриф – ответы на специальные
вопросы (шаг 1).
Структура выступления.
Структура выступления.
Матрица смыслов и черновой план
сценария (шаг 2).
Матрица смыслов и черновой план
сценария (шаг 2).
Сценарий: черновик (шаг 3).
Сценарий: первая редакция.
Сценарий: финальная версия.
Практическое занятие: Подготовка к
созданию презентации доклада (шаг
4).
Практическое занятие: Подготовка к
созданию презентации доклада (шаг
4).
Практическое
занятие:
Эскиз
расклад (шаг 5).
Практическое занятие: Создаем
первый слайд! (шаг 6).
Практическое занятие: Название и
шрифт (шаг 7).
Практическое занятие: Цветная
палитра (шаг 8).
Практическое занятие: Цветная
палитра (шаг 8).
Практическое занятие: Визуальные
акценты.
Итоговое занятие.

Выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что ещё подлежит
усвоению, оценивание
качества.
Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Умение планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
Развития умения работать в
команде,
развивая
коммуникабельность,
инициативность.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
На занятиях не ставятся отметки, осуществляется устное оценивание. К тому
же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый
положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться
выполнять предлагаемые задания.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
− степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении
заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников
и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

− поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
− результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно;
− косвенным показателем эффективности данных занятий может быть
повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также
наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение
активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной
деятельности).
Перечень учебно-методического обеспечения
«Основы инфографики» / Н.Л. Селиванов, Т.В. Селиванова. – М. :
Просвещение, 2019. и А. Ермолин. – М. : Просвещение, 2019
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
−
−
−
−
−
−
−
−

мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плееры;
компьютер;
музыкальный центр;
мультимедийный проектор;
демонстрационный экран;
магнитная доска;
цифровой фотоаппарат;
сканер, ксерокс и цветной принтер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».