Дорогою добра

Содержание
1. Целевой раздел дополнительной общеразвивающей программы ........................................ 2
1.1. Пояснительная записка ...................................................................................................... 2
1.1.1. Актуальность и обоснование курса ............................................................................ 2
1.1.2. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы ............................. 3
1.1.3. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей
программы............................................................................................................................... 4
1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы 5
1.2.1. Общие положения ........................................................................................................ 5
1.2.2. Структура планируемых результатов ........................................................................ 5
1.2.3. Личностные результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы............................................................................................................................... 6
1.2.4. Метапредметные результаты дополнительной общеразвивающей программы .... 6
1.2.5. Предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы............................................................................................................................... 7
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной
общеразвивающей программы ................................................................................................. 8
2. Содержательный раздел дополнительной общеразвивающей программы ......................... 9
2.1. Содержание занятий. 5 класс ............................................................................................. 9
2.2. Содержание занятий. 6 класс ........................................................................................... 10
2.3. Содержание занятий. 7 класс ........................................................................................... 12
2.4. Содержание занятий. 8 класс ........................................................................................... 13
2.5. Содержание занятий. 9 класс ........................................................................................... 14
3. Организационный раздел дополнительной общеразвивающей программы ..................... 17
3.1. Учебный план .................................................................................................................... 17
3.2. Система условий реализации дополнительной общеразвивающей программы ........ 18
3.2.1. Описание кадровых условий реализации дополнительной общеразвивающей
программы............................................................................................................................. 18
3.2.2. Описание материально – технических условий реализации дополнительной
общеразвивающей программы ............................................................................................ 21
3.2.3. Информационно-методические условия реализации дополнительной
общеразвивающей программы ............................................................................................ 21

1. Целевой раздел дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Актуальность и обоснование курса
Развитие добровольческого (волонтёрского) движения становится характерной
чертой общественной жизни России, и этому, несомненно, содействует образовательная
политика государства, система общего и дополнительного образования. Добровольчество
(волонтёрство) является социально значимой формой гражданской активности,
обеспечивает возможность проявления созидательной инициативы детей и подростков.
Вовлечение детей и подростков в добровольческую (волонтёрскую) деятельность и
участие их в ней способствуют успешной социализации, так как существует чёткая
взаимосвязь между детско-юношеским добровольчеством (волонтёрством), образованием
и возможностью для человека проявить инициативу, творческий потенциал, лидерские
качества, ощутить свою причастность к общественно полезному делу.
В истории педагогики известны тимуровское движение и общественно-полезная
деятельность как основа существования детских и молодежных объединений и
организаций. Волонтерская деятельность как проявление милосердия и человеколюбия
существует, и будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в
помощи и ограничены возможности государства удовлетворять потребности граждан в
социальной поддержке. В России сегодня действует много молодежных волонтерских
объединений, которые занимаются различными видами деятельности. Волонтерское
движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого –
добровольность и свобода выбора. Добровольчество является одним из эффективных
способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной
деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Добровольчество (волонтёрство) выступает важным фактором решения
социальных задач в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура,
социальная поддержка разных групп населения, физическая культура и спорт, охрана
окружающей среды, и ряда других.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г.
указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и
личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие
современное качество содержания образования».
Модульная дополнительная общеобразовательная программа социальнопедагогической направленности «Дорогою добра» направлена на освоение обучающимися
волонтерской деятельности. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться
внутренне, и даже внешне. Подросток обретет самоуважение, станет уверенным и
привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться,
взаимодействовать и включаться в любую деятельность, легко занимать лидерские
позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. В процессе
деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром: получая
информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества. Взаимодействуя между
собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся
разрешать конфликты, передавать информацию вовне, своим сверстникам, по принципу
“равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными
выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки для младших,
агитационные выступления, игры, акции, оформление информационных листовок,
тематического уголка, написание статей в газету.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена
потребностью современного общества в социально активной молодежи, которые могут
2

самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанных на
общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм и милосердие, человеколюбие и
сострадание, способных оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от
его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста,
пола.
Курс может способствовать обучению добровольчеству (волонтёрству) в рамках
внеурочной деятельности, так как современные школьники мотивированы на
добровольческую (волонтёрскую) деятельность и создание детских и юношеских
общественных объединений.
Федеральный государственный образовательный стандарт уделяет большое
внимание формированию личности обучающихся, стремящейся к творчеству и
инновационной деятельности, а также готовой к сотрудничеству и умеющей работать в
команде. Подчёркивается актуальность формирования социальных компетенций и
гражданских установок, овладение опытом решения реальных практических дел,
вовлечение школьников в социальную проектную деятельность, развитие умения
согласовывать личные и общественные интересы.
Новизна и отличие программы от существующих образовательных программ
социально-педагогической направленности заключается в том, что она формирует
механизмы вовлечения молодых людей в многообразную общественную социальнозначимую деятельность, направленную на развитие инициативы и ответственности,
повышение уровня толерантности, добровольности. В отличие от уже существующих
программ по волонтерскому движению, данная программа модульная и включает в себя
не только изучение волонтерского движения, но и практическую творческую деятельность
обучающихся.
Программа курса по развитию добровольческого движения «Дорогою добра»
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования с учётом требований к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для
организации внеурочной деятельности с обучающимися с 5 по 9 класс.
1.1.2. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы
Цель: формирование социальных компетенций, гражданских установок и
активной жизненной позиции у обучающихся через вовлечение их в добровольческую
(волонтёрскую) деятельность.
Задачи программы
•
Инициирование и развитие добровольческого (волонтёрского) движения в
общеобразовательной организации через создание детских общественных объединений;
•
формирование социальных компетенций у обучающихся на основе
практико-ориентированной социально полезной деятельности;
•
ознакомление обучающихся с принципами добровольчества (волонтёрства),
основанными на традициях благотворительности;
•
воспитание доброты, чуткости, сострадания, позитивного отношения к
людям различных социальных групп;
•
побуждение обучающихся действовать в рамках уважительного отношения
к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
•
создание условий для освоения обучающимися способов поведения в
социуме и ценностного к нему отношения, осуществления на практике безвозмездной
деятельности, приносящей пользу людям;
•
обеспечение условий для инициативного участия обучающихся в
деятельности детских общественных объединений, общественной жизни и дальнейшего
3

самостоятельного социального действия с опорой на знания, приобретённые в ходе
освоения курса.
Образовательные:
- формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься
волонтерской (добровольческой) работой;
- сформировать сплоченный коллектив волонтеров;
- установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и
развития волонтерского движения через добровольческие проекты, мероприятия, акции,
публикации в СМИ, листовки, буклеты, фото-отчеты о направлениях волонтерской
деятельности;
- обучение принципам коллективно-групповой деятельности: основы общения и
взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация.
Развивающие: - обучение социальному проектированию и организации
деятельности; - обеспечение подростков технологиями, знаниями и умениями,
необходимыми для участия в добровольческой деятельности с целью приобретения
навыков по решению социальных проблем;
- развивать активность, самостоятельность, творческие способности.
Воспитательные:
- оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных
ценностей;
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию дополнительной
общеразвивающей программы
Дополнительная образовательная программа по развитию добровольческого
движения «Дорогою добра» основывается на принципах:
•
Культуросообразности, подразумевающей неразрывную связь воспитания с
культурным достоянием человечества и своего народа;
•
природосообразности,
предполагающей,
что
добровольческая
(волонтёрская) деятельность обучающихся согласовывается с общими законами развития
природы и человека, строится сообразно возрасту и личностному развитию школьника.
Выбор содержания, форм и методов обучения производится в соответствии с
деятельностным и компетентностным подходами, что обеспечивает развитие
универсальных учебных действий у обучающихся.
В логике действия обозначенных принципов и подходов в программе не только
освоение школьниками социальных знаний, но и предусматривается выполнение
социальных проектов, которые вносят позитивные изменения в окружающую социальную
среду за счёт реализации социальных инициатив.
Курс внеурочной деятельности по развитию добровольческой деятельности
«Дорогою добра» представляет собой интегрированный курс прикладного характера.
Эффективность обучения достигается при условии погружения обучающихся в атмосферу
заинтересованного творческого поиска, коллективной деятельности, предоставления им
возможности проявления инициативы, самореализации, лидерских качеств.
Срок реализации программы - 5 лет, 350 учебных часов.
Программа рассчитана на детей 10-16 лет. Занятия проводятся в группах согласно
расписанию 1 раза в неделю по 1 часу.

4

1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы
1.2.1. Общие положения
На современном этапе развития общества и образования актуализируются задачи
общеобразовательной организации по достижению результатов образования в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта: личностных и метапредметных.
Программа позволяет формировать универсальные учебные действия (УУД) в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования: личностные, коммуникативные, регулятивные,
познавательные.
1.2.2. Структура планируемых результатов
В блок личностных УУД входит формирование когнитивного, эмоциональноценностного и деятельностного (поведенческого) компонентов.
Сформированный когнитивный компонент обеспечивает наличие у обучающихся
знаний основных прав и обязанностей гражданина и знаний о своей этнической
принадлежности, освоение ими национальных ценностей, традиций, общемирового и
российского культурного наследия. Обучающиеся должны научиться ориентироваться в
системе моральных норм и ценностей и в особенностях социальных отношений и
взаимодействий. По своей сути это означает, что у обучающихся формируется культура
добровольчества, умение вовлекать в волонтёрскую деятельность социальных партнёров,
родителей. Развитое экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех
её проявлениях и знание основных принципов и правил отношения к природе становится
основой для прочного усвоения правил здорового образа жизни.
Сформированностъ эмоционально-ценностного компонента проявляется в
доброжелательном отношении к окружающим, нетерпимости к любым видам насилия и
готовности противостоять им, а также в уважении к ценностям семьи, любви к природе, в
признании ценности здоровья как своего, так и других людей. Важным является то, что у
обучающихся развивается потребность в самовыражении и самореализации, а также в
социальном признании. Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за
свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам формируется
у обучающихся тогда, когда у них есть реальная возможность проявить свою
гражданскую активность. Добровольческие общественные объединения детей,
волонтёрская деятельность, разработка и реализация социальных проектов создают для
этого все необходимые условия.
Именно на этой основе формируется деятельностный (поведенческий) компонент.
Деятельностный (поведенческий) компонент, в случае его формирования,
отражает готовность и способность обучающегося к участию в школьном самоуправлении
(участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных
мероприятиях); осознанное соответствие моральным нормам по отношению к взрослым и
сверстникам в школе, дома, во внеучебных видах деятельности. У школьников появляется
потребность участвовать в общественной жизни их ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности.
К блоку личностных УУД также относятся: формирование основ социальных
компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт
социальных и межличностных отношений, правосознание.
В блок регулятивных УУД входит формирование у обучающихся в результате
освоения курса внеурочной деятельности по развитию добровольческого движения
умения ставить цели, планировать реализацию, выбор эффективных путей и средств их
достижения. Особенно важным это становится при выполнении волонтёрских проектов,
ориентированных на выявление и решение социальных проблем.
При формировании коммуникативных УУД важно обращать внимание на
5

формирование и развитие таких умений, как умения учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в процессе сотрудничества.
Детское общественное объединение, или волонтёрская организация (отряд,
группа), — это команда. Работа в команде формирует у обучающихся умение
вырабатывать общее мнение в совместной деятельности и аргументировать свою точку
зрения.
Познавательные УУД связаны прежде всего с освоением основ реализации
проектно-исследовательской деятельности. Волонтёрские проекты могут выполняться по
самым разным направлениям, так как социальные проблемы выявляются во всех сферах
человеческой жизни.
Особо важным является умение осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения социальных задач в конкретных условиях реализации волонтёрского
проекта.
1.2.3. Личностные результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы
Достижение личностных результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования выпускниками общеобразовательной
организации обеспечивает:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
•
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия
ценностей семейной жизни;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
•
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
•
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
•
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
•
формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления;
•
развитие
любознательности,
сообразительности
при
выполнении
разнообразных заданий проблемного характера;
1.2.4. Метапредметные результаты дополнительной общеразвивающей
программы
Метапредметные результаты, в логике достижения образовательных результатов в
соответствии с требованиями ФГОС, по итогам освоения программы должны проявиться
в приобретении обучающимися опыта проектной деятельности. Как указывалось выше,
проектная деятельность, в частности разработка и реализация социальных волонтёрских
проектов,
способствует
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности, повышению мотивации к добровольческим практикам.
У обучающихся возникнут новые познавательные интересы, интересы не только к
фактам, но и к закономерностям, взаимосвязям явлений и событий, переориентация
6

рефлексивной оценки собственных возможностей.
В процессе освоения курса у школьников развиваются навыки работы с
информацией: умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию; умение передавать информацию в письменной форме и в
форме гипермедиа (текст, изображение, звук, ссылки между разными информационными
компонентами).
Умение строить поисковые запросы в компьютерных и некомпьютерных
источниках информации, в Интернете, различных базах данных должны выполняться
только при соблюдении правил информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
•
умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•
умения самостоятельно планировать пути достижения целей;
•
умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•
компетентности
в
области
использования
информационнокоммуникационных технологий; умение работать с разными источниками информации;
•
экологического мышления, умения применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
− составлять проекты, сообщения, рефераты, используя результаты наблюдений,
материал дополнительной литературы;
− овладение составляющими проектной деятельности, ставить вопросы, делать
выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
− умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем; − интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
1.2.5. Предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы
− знание о волонтерском движении в России;
− иметь представления о специфике проектной деятельности в социальной сфере,
− основных источниках и способах сбора и первичной обработки информации на
поисковом этапе социального проекта,
− о требованиях к постановке цели и задач социального проекта, − о способах
планирования,
− о типичных для социального проекта результатах и способах их оценки,
− об алгоритмах выполнения действий, типичных для социального проекта,
− о типичных для социального проекта рисках и способах их предотвращения,
− о способах сбора и первичной обработки информации: мониторинг прессы,
проведение социологического опроса,
− алгоритм обоснования желаемой ситуации,
− алгоритм анализа ситуации,
− алгоритм анализа проблемы с помощью построения дерева проблем,
− алгоритм анализа альтернативных способов решения проблемы,
− алгоритм постановки целей и задач с использованием дерева проблем,
− различные техники планирования деятельности по проекту,
− алгоритм анализа рисков,
− алгоритм планирования и оценки результатов и последствий социального
7

проекта.
Предполагается, что освоение модулей поможет воспитать поколение тех, кто
способен помочь и понять, оказать реальную помощь, сформировать в себе такие
качества, как милосердие, человеколюбие и сострадание.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
дополнительной общеразвивающей программы
Формы оценивания
Система отслеживания и оценивания результатов обучения происходит во время
собеседования, проведения мероприятий, акций, а так же в процессе педагогического
наблюдения.
Анализ результатов: степень активности обучающихся в группах, уровень знаний,
умений, показанных обучающимися в работе, рекомендации к совершенствованию.
Уровень обученности обучающихся отслеживается во время проведения конкурсов,
викторин, акций, выставок работ учащихся, в процессе педагогического наблюдения.
Критерии оценки уровня обученности обучающихся:
- Высокий уровень – обучающийся в совершенстве владеет знаниями и умениями
по программному материалу, выполняет задания самостоятельно, вносит в работу
элементы творчества.
- Средний уровень обученности– обучающийся на достаточном уровне владеет
знаниями и умениями по программному материалу, выполняет задание самостоятельно.
- Низкий уровень обученности– обучающийся не достаточно владеет знаниями и
умениями по программному материалу, не может выполнить задание самостоятельно.
Мониторинг и анализ результатов.
Мониторинг реализации программы будет осуществляться через:
- анкетирование всех участников программы (волонтеров, участников целевых
групп, педагогов);
- выпуск отчетных буклетов;
- анализ результатов проведенных мероприятий;
- мониторинг достижений волонтёров

8

2. Содержательный раздел дополнительной общеразвивающей программы
Полный курс реализации программы обучения – 5 лет; Программа реализуется
модульно:
1 модуль 5 класс — 35 часов
2 модуль 6 класс — 35 часов
3 модуль 7 класс — 35 часов
4 модуль 8 класс — 35 часов
5 модуль 9 класс — 35 часов
Аудиторные занятия проходят 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут,
практические занятия проводятся в соответствии с планом работы добровольческого
объединения или волонтёрской организации (отряда, группы) и планом воспитательной
работы общеобразовательной организации.
Курс может реализовываться через организацию воспитательной работы в рамках
классных часов, школы добровольцев (волонтёров), обучения активистов школьного
самоуправления.
Изучение курса поддерживается рядом предметов учебного плана (история,
обществознание, физическая культура, ОБЖ, экология, литература и др.) и
информационно-коммуникативными технологиями. Социальные знания, приобретённые
обучающимися в ходе освоения теоретического материала курса, являются базовыми для
выполнения социального проекта.
Содержание программы по развитию добровольческого движения «Дорогою
добра» осваивается обучающимися в течение 5 лет. Тематика занятий позволяет
последовательно знакомить обучающихся с основными понятиями добровольчества
(волонтёрства), историей и современным состоянием благотворительности, значимыми
событиями в России и мире, связанными с развитием добровольчества (волонтёрства).
Формы добровольчества, в которые вовлекаются обучающиеся, позволят им применить
теоретические знания на практике. Участие в анкетировании, опросах поможет
обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтёра,
осознать свою потребность к участию в добровольческой (волонтёрской) деятельности,
подготовиться к её осуществлению.
Реализация программы предусматривает включение обучающихся в социальную
практику, оказание адресной помощи нуждающимся в заботе и внимании.
2.1. Содержание занятий. 5 класс
Занятие 1. Спешите делать добро.
Обучающиеся знакомятся с понятиями «добро», «забота», «милосердие»,
«доброволец». На примере русских пословиц и литературных произведений осмысливают
эти понятия и содержание добрых дел, наглядно иллюстрируют значение слов: «добрый»,
«заботливый», «внимательный».
Занятие 2. Что такое хорошо?
Продолжается знакомство школьников с понятиями «добро», «доброта»,
«помощь». Обучающимся предлагается самостоятельно соотнести свои поступки с
проявлением помощи нуждающимся и добрыми делами. Ребята включаются в дискуссию,
учатся аргументированно отстаивать свою позицию.
Занятие 3. Семья — это значит: мы вместе.
Обучающиеся углубляют своё понимание добра, его проявления по отношению к
близким. Актуализируются знания обучающихся, полученные на занятиях по
внеклассному литературному чтению. Большое внимание уделяется семейному чтению.
9

На этих занятиях важное место отводится установлению тесного взаимодействия с семьёй
обучающихся. Практические занятия связаны с развитием коммуникативных
компетенций, проявлением творческого потенциала школьников, способностью к
самооценке.
Занятие 4. Кем быть? Каким быть?
В рамках начального профессионального самоопределения обучающихся знакомят
с профессиями врача, ветеринара, пожарного, спасателя. Начинается разговор о
личностных качествах людей этих профессий. Освоение содержания этой темы
предполагает посещение обучающимися экскурсий для знакомства с профессиональной
деятельностью, проведение тематических классных часов с приглашением представителей
этих профессий, родительских собраний.
Занятие 5. Ты — не один, ты — в команде!
На этом занятии начинается формирование команды (добровольческого
объединения, отряда, группы). Проводится опрос, позволяющий выявить готовность
школьников к совместной деятельности.
Основой для создания добровольческого объединения может стать имеющееся в
классе ученическое самоуправление. Очень важно отвести время для проявления
обучающимися инициативы в планировании конкретных дел. На начальном этапе
обучения список дел добровольческого объединения логично связать с планом
воспитательной работы школы (обучающимся можно предложить рассмотреть этот
вариант как базовый).
Занятие 6. Сколько стоит добро?
Обучающиеся знакомятся с понятиями «бескорыстно», «добровольно»,
отражающими суть добровольчества. Школьникам предлагается выполнить задания на
рефлексивную оценку их деятельности. Акцентировать внимание школьников на анализе
стихотворения А.А. Барто «Три очка за старичка» и провести его в интерактивной форме.
Занятие 7. Российское движение школьников.
На этом занятии внимательно изучается информационный блок об организации
деятельности Российского движения школьников (РДШ) в масштабах страны и региона.
Одновременно решаются вопросы активизации деятельности школьного отделения РДШ.
Продолжается формирование команды, развитие коммуникативных компетенций
обучающихся через организацию работы в малых группах; выявление школьников,
обладающих лидерскими качествами.
Занятие 8. Жизнь дана на добрые дела.
Актуализация знаний обучающих о понятиях «добро», «добрые дела», «команда».
Школьники заполняют анкету «Какой я?» и дают краткую характеристику сферы своих
интересов с последующим обсуждением. Продолжается формирование коммуникативных
компетенций, освоение правил работы в команде.
Занятие 9. Итоговое занятие.
В основе занятия — рефлексия. Форма проведения занятия — любая (круглый
стол, дискуссионная площадка и т.п.).
2.2. Содержание занятий. 6 класс
Занятие 1. Добровольцы — это мы!
Актуализируются знания обучающихся о значении слов «добро» и «доброволец»,
отражающих основную суть добровольческой деятельности. Акцентируется внимание
школьников на том, что участие в добровольческих объединениях — это всегда
деятельность, направленная на помощь нуждающимся. Осваивается значение новых слов,
обозначающих качества добровольца и ключевые понятия, связанные с добровольческой
деятельностью: «помощь», «инициатива», «ответственность», «солидарность», «благо».
Занятие 2. Как и когда помогать?
10

Продолжается работа по формированию ответственного отношения к
окружающему миру, обучающиеся учатся видеть адреса помощи в ближайшем
окружении, повседневной жизни. Расширяется понимание обучающимися значения слов:
«милосердие», «внимание», «добро», «забота».
Занятие 3. Команда — это вместе!
Вводится понятие «команда». На примере литературных произведений
формируется понимание принципов работы в команде. Обучающиеся учатся
аргументированно обосновывать, что их добровольческое объединение является
командой. Развиваются коммуникативные УУД в ходе разработки девиза, эмблемы и
названия добровольческого объединения. Формируется умение работать с информацией
через знакомство с российскими детскими общественными объединениями, о
деятельности которых обучающиеся самостоятельно ищут информацию в СМИ и
Интернете. Педагогу необходимо уделить внимание информационной безопасности при
работе с источниками информации.
Занятие 4. Готовимся к добровольческому проекту.
Даётся объяснение понятия «проект». Происходит знакомство с социальными,
образовательными, экологическими, военно-патриотическими проектами, которые
реализовывались детскими общественными объединениями. Целесообразно познакомить
обучающихся с проектами школьников, которые реализуются на региональном и местном
уровне. Обозначаются основные этапы работы над проектом. Уделяется внимание умению
выявлять
социальную
проблему
и
формулировать
цель
проекта.
Информационнокоммуникативные компетенции обучающихся развиваются как в ходе
поиска информации в СМИ и Интернете о проблеме проекта, так и в ходе подготовки
презентации собственного проекта. Работа в команде развивает коммуникативные
компетенции: обучающиеся имеют возможность проявить лидерские качества, развить
творческий потенциал. Роль педагога заключается в помощи обучающимся в выявлении
социальной проблемы, актуальной для местного сообщества и организации проектной
деятельности.
Занятие 5. Мы знаем, как решить проблему!
Продолжается подготовка к выполнению проекта Развиваются коммуникативные
компетенции через работу в команде. Целенаправленный поиск информации формирует
информационно-коммуникационные компетенции, умение критически относиться к
полученным сведениям. Важным является пошаговое достижение поставленной цели.
Педагог совместно с обучающимися составляет «Путевой лист проекта», обучающимся
необходимо объяснить принципиальную разницу между сформулированной задачей и тем
мероприятием (делом), которое приведёт к её решению. «Календарный план проекта»
является логичным завершением детализированной подготовки проекта. Время,
отведённое на практические занятия, позволит корректировать ход выполнения проекта.
Занятие 6. Российское движение школьников.
Продолжается расширение знаний о деятельности Российского движения
школьников (РДШ). Активизируется участие школьников в работе школьного отделения
РДШ. Проводится самооценка обучающихся, выявляется их персональный вклад в
проекты РДШ, если такие реализуются в школе, либо потенциальные возможности и
интерес к проектам РДШ.
Занятие 7. Добровольчество без границ.
Реализуется первый этап мотивации школьников на занятия добровольческой
деятельностью. Знакомство с принципами добровольчества позволит им осознаннее
принять решение о включении в добровольческую деятельность. Самостоятельный поиск
информации в различных источниках (СМИ, Интернет) о добровольческих проектах,
реализуемых сверстниками, повысит заинтересованность школьников в выполнении
реальных добровольческих проектов.
Занятие 8. Календарь добрых дел.
11

Подводится промежуточный итог освоения школьниками содержания предыдущих
занятий, они могут высказать своё отношение к добровольчеству, опираясь на полученные
знания. Календарь добрых дел позволит, в соответствии с интересами и возможностями,
каждому обучающемуся включиться в добровольческую деятельность через конкретное
дело.
Занятие 9. Итоговое занятие.
Проводится в любой из интерактивных форм. Основная цель этого занятия
провести с обучающимися рефлексию, стимулировать их самооценку.
2.3. Содержание занятий. 7 класс
Занятие 1. Кто такой волонтёр?
Вводится понятие «волонтёр» наряду с закреплённым в законодательстве
Российской Федерации определением «доброволец». Обучающиеся знакомятся с историей
возникновения всемирного символа добровольчества (красная буква V), с информацией о
волонтёрских организациях, которые объединяют студентов, школьников, взрослых
людей. Практические занятия позволяют вести разговор о волонтёрстве с родителями,
знакомыми, педагогами. Анкета волонтёра (её заполнение) поможет школьнику оценить
время, силы, которые он может потратить на волонтёрскую (добровольческую)
деятельность. Обучающиеся будут готовы принять решение о создании волонтёрского
отряда.
Занятие 2. Я — хочу, я — могу быть волонтёром!
Продолжается знакомство обучающихся с понятиями «доброволец» и «волонтёр».
Акцентируется внимание на качествах волонтёра (добровольца) через обсуждение
основных составляющих понятия «волонтёр». Школьникам предлагается обосновать
мотивацию работы волонтёром на основе закрепившихся в обществе мнений, выработать
свою позицию. Формируются ценностные ориентации школьника, которые соотносятся с
волонтёрской (добровольческой) деятельностью школьника.
Занятие 3. От «Я» до «Мы».
Обучающиеся знакомятся с направлениями и принципами волонтёрской
добровольческой
деятельности. Активное обсуждение конкретной
ситуации
добровольческой деятельности ровесников позволяет школьникам аргументированно
отстаивать свою позицию. Формирование социальных компетенций обучающихся
происходит при анкетировании и представлении результатов анкетирования друзей,
родителей и др. Осознанное отношение к волонтёрству развивается при выполнении
творческого задания (синквейна). Продолжается работа по созданию волонтёрской
организации (отряда, группы), формируется команда единомышленников.
Занятие 4. Жизнь на благо других.
Продолжается разговор с обучающимися о добре и добрых делах на примере
литературных произведений, рекомендованных для внеклассного и семейного чтения.
Вводятся понятия «благотворительность» и «благотворительный фонд», на конкретных
примерах раскрывается основная суть деятельности благотворительных фондов,
реализуемых ими программах и адресной помощи нуждающимся. Деятельность
созданной волонтёрской организации (отряда, группы) строится на деятельностном
подходе, обучающиеся включаются в реальные дела, самостоятельно проявляют
инициативу.
Занятие 5. Российское движение школьников.
Акцентируется внимание на одном из направлений работы Российского движения
школьников (РДШ) — гражданской активности; вводятся понятия «гражданская
активность», «социальная проблема». Закрепляется понимание волонтёра как активного
гражданина. Проявление гражданской активности ровесниками демонстрируется на
примере детского движения скаутов и Всесоюзной пионерской организации имени В.И.
12

Ленина (исторический аспект) и современных скаутов и других детских движений.
Обучающиеся имеют возможность самостоятельно осуществить поиск информации в
СМИ и Интернете, в том числе на сайте РДШ.
Занятие 6. Успешный волонтёрский проект.
Расширяется понятие «проект», конкретизируется понятие «социальный проект».
Формируются умения выявлять социальные проблемы и определять цели и задачи
проекта. Обучающиеся развивают умения аргументированно отстаивать свою точку
зрения для разных социальных групп. Формирование информационно-коммуникативных
компетенций в ходе реализации проекта и работе в группе.
Занятие 7. Игра — дело серьёзное.
Освещается большой спектр волонтёрских творческих мероприятий: акции,
флешмобы, благотворительные ярмарки, сюжетно-ролевые игры, квесты. Обучающиеся
имеют возможность самостоятельно выбрать тему, место и время проведения
мероприятий. Согласованность с планом воспитательной работы образовательной
организации повысит эффективность проведения каждого мероприятия. Развиваются
коммуникативные компетенции, творческие способности и лидерские качества
обучающихся.
Занятие 8. Быть волонтёром — быть честным, неравнодушным, нужным!
Признание значимости волонтёрской деятельности является очень важным.
Необходимо оценить вклад каждого члена волонтёрской организации (отряда, группы).
Потребности каждого в признании его добровольческой деятельности разные, это
желательно учитывать. Обучающиеся знакомятся с понятием «портфолио» и его
ведением. Ознакомление школьников с личной книжкой волонтёра и работой с ней.
Занятие 9. Итоговое занятие.
В основе занятия — рефлексия. Форма проведения занятия любая: круглый стол,
сбор волонтёрской организации (отряда, группы), конференция и т.д.
2.4. Содержание занятий. 8 класс
Занятие 1. Помощь как смысл жизни.
Обучающиеся знакомятся с историей благотворительности в России, с именами и
культурным наследием известных российских меценатов. Уделяется внимание
филантропии как виду благотворительности. Расширить свои знания по истории
благотворительности обучающимся предлагается через самостоятельный поиск
информации в различных источниках. Знакомство с современными благотворителями
позволяет перейти к изложению материала о причинах (мотивах), побуждающих людей
заниматься благотворительностью. Продолжается работа с понятиями, связанными с
благотворительностью и волонтёрской (добровольческой) деятельностью. Вводится
понятие «общественно полезная деятельность».
Занятие 2. Российское движение школьников.
Интересной и полезной информацией для обучающихся будет информация о
партнёрах Российского движения школьников (РДШ). Это позволит активизировать
деятельность волонтёрской организации (отряда, группы) по нескольким направлениям
деятельности РДШ. Информация об Ассоциации волонтёрских центров (АВЦ)
акцентирует внимание на важном для обучающихся в школе направлении деятельности —
гражданской активности. Развитие информационно-коммуникативной компетенции идёт
за счёт самостоятельного поиска информации в различных источниках, использования
интернет-ресурсов. Важным звеном является выполнение творческих заданий на тему
«РДШ и его партнёры, программы, проекты».
Занятие 3. Ассоциация волонтёрских центров.
Обучающиеся знакомятся с миссией Ассоциации волонтёрских центров (АВЦ),
актуализируют знания о мотивах занятий волонтёрской (добровольческой) деятельностью,
13

аргументируют свой выбор стать волонтёром. Интересная и полезная информация об
общероссийских добровольческих действиях и Международном дне добровольцев
активизируют деятельность членов волонтёрской организации (отряда, группы).
Актуализируются знания школьников о составляющих понятия «волонтёр».
Занятие 4. Мой выбор — правильный выбор.
Продолжается знакомство обучающихся с направлениями волонтёрской
деятельности. Обучающиеся повторно заполняют Анкету волонтёра. Анкета включает
новые вопросы и позволяет обучающемуся определиться с адресами волонтёрской
помощи исходя из личных потребностей, интересов, возможностей. Через работу в
команде
развиваются
коммуникативные
компетенции.
Правила
волонтёра
разрабатываются совместно, каждый обучающийся может аргументированно отстоять
свою точку зрения.
Занятие 5. Если хочется помочь всем!
Обращаемся к литературным произведениям с целью показать значимость
конкретных добрых дел, направленных на оказание помощи как в масштабах всего
человечества, так и в каждом конкретном случае. Уделяется внимание культурнопросветительскому волонтёрству. У обучающихся появляется возможность оказать
содействие в проведении любого культурно-массового мероприятия, познакомиться с
объектами культуры в своём регионе и через это расширить свой кругозор.
Занятие 6. Проект — это нужно! Проект — это важно!
Актуализируются знания обучающихся о структуре, этапах подготовки и
реализации социального проекта. Обучающиеся аргументированно доказывают
социальную значимость проекта для местного сообщества и заполняют информационную
карту проекта. Результаты проекта оцениваются обучающимися по схеме «Хочу—Могу—
Надо», тем самым вводится понятие «эффективный проект». Через работу в команде
развиваются коммуникативные компетенции.
Занятие 7. Событие — это интересно! Событие — это важно!
Занятия посвящаются событийному волонтёрству. Участие в событии на уровне
школы, микрорайона, города позволяет проявить и развить такие качества волонтёров, как
ответственность, коммуникативность, инициативность и т.д. Обучающиеся получают
опыт распределения ответственности между членами волонтёрской организации (отряда,
группы) при проведении мероприятия (события). Событийное волонтёрство чаще всего
связывают со спортивными мероприятиями. Благотворительность знаменитых
спортсменов — тема для разговора со школьниками об оказании спортсменами помощи
людям. Тему спорта логично продолжают темы здорового образа жизни, уроков здоровья,
истории программы ГТО. Школьники имеют возможность в качестве волонтёрской
(добровольческой) деятельности провести «Урок здоровья».
Занятие 8. Я знаю! Я умею! Я научу!
В ходе обсуждения Анкеты волонтёра выявляется круг интересов школьников.
Создаются условия для проявления каждым обучающимся своих способностей через
организацию мастер-классов. Важно, что результаты мастер-классов получат
общественную оценку и признание, а волонтёр будет иметь возможность внести свой
вклад в благотворительную деятельность (проведение акций, благотворительной ярмарки,
выполнение социального проекта).
Занятие 9. Итоговое занятие.
В основе занятия — рефлексия. Форма проведения занятия — любая (круглый
стол, праздник, конференция). Подводим итоги и поощряем членов волонтёрской
организации (отряда, группы) за личный вклад в совместную работу.
2.5. Содержание занятий. 9 класс
Занятие 1. Всё в наших руках.
14

Продолжается знакомство с благотворительностью: корпоративное волонтёрство.
Актуализируются знания обучающихся о таких видах благотворительности, как
меценатство и филантропия. Обучающиеся знакомятся с деятельностью некоммерческих
организаций (НКО), к которым принадлежат и благотворительные фонды. Обобщается
материал по направлениям волонтёрской (добровольческой) деятельности и её
распространения на сферы общественной жизни.
Занятие 2. Открытые сердца.
Уделяется внимание деятельности благотворительных фондов, оказывающих
помощь больным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждается
возможность и способы вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в
деятельность волонтёрской организации (отряда, группы). Вводится понятие
«инклюзивное волонтёрство». Обучающиеся знакомятся с интересной и полезной
информацией о Паралимпийских играх — история возникновения, современные игры, —
работе волонтёров (добровольцев).
Занятие 3. Слово творит чудеса.
Обсуждаются произведения литературы, поднимается вопрос о проявлении
героями этих книг доброты и доброй воли. Обучающиеся вовлекаются в активную
деятельность по созданию «доброй книги» волонтёрской организации (отряда, группы) и
личного вклада каждого волонтёра. Рассматриваются возможности социального ролика
как способа привлечения внимания к проблемам местного сообщества. Обучающимся
предоставляется возможность создать свой социальный ролик, что способствует развитию
коммуникативных компетенций.
Занятие 4. Российское движение школьников.
Актуализируются знания обучающихся по такому направлению деятельности
Российского движения школьников (РДШ), как гражданская активность. Школьники
информируются о федеральных проектах, которые реализуются РДШ и его партнёрами.
Активизируется деятельность волонтёрской организации (отряда, группы) по включению
в проекты, инициируемые региональным отделением РДШ.
Занятие 5. Добро шагает по планете.
Обучающиеся знакомятся со Всеобщей декларацией добровольчества, работают с
различными
источниками
информации,
аргументированно
доказывают,
что
добровольческая деятельность объединяет волонтёров всего мира. Знакомство с
программой Service Learning, международными добровольческими акциями и
общественными инициативами, благотворительной деятельностью всемирно известных
людей, международных фондов.
Занятие 6. Мы готовы помогать.
Актуализируются знания обучающихся о социальных проектах как эффективном
способе решения социальной проблемы, привлечения к ней внимания, о проекте как
программе реальных действий. Заполняется информационная карта проекта и план его
реализации. Школьники создают пресс- релиз проекта для привлечения социальных
партнёров и получения поддержки в реализации проекта.
Занятие 7. Думая о будущем.
Школьники знакомятся с добровольческой деятельностью, основанной на
профессиональных навыках добровольцев и(или) на стремлении их приобрести в ходе
реальной деятельности (профессиональное самоопределение). Обучающихся ориентируют
на получение информации о волонтёрских организациях (отрядах, группах) в
образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования.
Обсуждается вопрос о волонтёрстве как способе приобретения навыков, опыта,
установления личных контактов, полезных для будущей профессии.
Занятие 8. Я — доброволец, а это значит...
Обобщающее занятие курса по развитию добровольчества «Дорогою добра».
Актуализируются приобретённые знания о качествах волонтёра, вкладе волонтёров
15

(добровольцев) в решение социальных проблем, признании в обществе деятельности
волонтёров (добровольцев) и поощрениях.
Занятие 9. Итоговое занятие.
В основе занятия — рефлексия. Форма проведения занятия любая: игра,
конференция, тренинг и т.д.

16

3. Организационный раздел дополнительной общеразвивающей программы
3.1. Учебный план
5 класс
Количество часов
Всего
35

Аудиторные
занятия

Практические
занятия

8

27

6 класс
Количество часов
Всего
35

Аудиторные
занятия

Практические
занятия

8

27

7 класс
Количество часов
Всего
35

Аудиторные
занятия

Практические
занятия

8

27

8 класс
Количество часов
Всего
35

Аудиторные
занятия

Практические
занятия

8

27

17

9 класс
Количество часов
Всего

Аудиторные
занятия

Практические
занятия

8

27

35

3.2.

Система

условий

реализации

дополнительной

общеразвивающей

программы
3.2.1.
Описание
кадровых
общеразвивающей программы

условий

реализации

дополнительной

МАОУ СОШ №4 укомплектовано кадрами, имеющими необходимую
квалификацию для решения задач, определенных дополнительной образовательной
программой
образовательной
организации,
способными
к
инновационной
профессиональной деятельности. В МАОУ СОШ №4 соблюдены все условия,
предъявляемые к кадровому обеспечению, а именно:
№
1

Должность

Должностные обязанности

Количество

Педагог
дополнитель
ного
образования

1

1

Регулирование
поведения
обучающихся
обеспечения безопасной образовательной среды

2

Реализация современных, в том числе интерактивных,
форм и методов воспитательной работы, используя их
во внеурочной деятельности

3

Постановка воспитательных целей, способствующих
развитию
обучающихся,
независимо
от
их
способностей и характера

4

Определение и принятие четких правил поведения
обучающимися
в
соответствии
с
уставом
образовательной
организации
и
правилами
внутреннего
распорядка
образовательной
организации

5

Проектирование
программ

6

Реализация воспитательных возможностей различных
видов деятельности ребенка (учебной, игровой,

и

реализация

18

для

воспитательных

трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
7

Проектирование ситуаций и событий, развивающих
эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные ориентации ребенка)

8

Помощь и поддержка в организации деятельности
ученических органов самоуправления

9

Создание, поддержание уклада, атмосферы
традиций жизни образовательной организации

10

Развитие у обучающихся познавательной активности,
самостоятельности,
инициативы,
творческих
способностей, формирование гражданской позиции,
способности к труду и жизни в условиях
современного мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа жизни

11

Формирование толерантности и навыков поведения в
изменяющейся поликультурной среде

12

Использование конструктивных воспитательных
усилий родителей (законных представителей)
обучающихся, помощь семье в решении вопросов
воспитания ребенка

13

Строить воспитательную деятельность с учетом
культурных различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей

14

Общаться с детьми, признавать их достоинство,
понимая и принимая их

15

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции
и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности
обучающихся,
их
родителей
(законных
представителей) и педагогических работников

16

Управлять учебными группами с целью вовлечения
обучающихся в процесс обучения и воспитания,
мотивируя их учебно-познавательную деятельность

17

Анализировать реальное состояние дел в учебной
группе, поддерживать в детском коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу

18

Защищать достоинство и интересы обучающихся,
помогать детям, оказавшимся в конфликтной
ситуации и/или неблагоприятных условиях

19

Находить ценностный аспект учебного знания и
информации обеспечивать его понимание и
19

и

переживание обучающимися
20

Владеть методами организации экскурсий, походов и
экспедиций и т.п.

21

Сотрудничать
с
другими
педагогическими
работниками и другими специалистами в решении
воспитательных задач

Требования к Педагог дополнительного образования: высшее образование или среднее
образованию профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений
и обучению подготовки
высшего
образования
и
специальностей
среднего
профессионального образования "Образование и педагогические науки" или
в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательной организации;
Требования к Требования к опыту практической работы не предъявляются
опыту
практическо
й работы
Особые
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права
условия
заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в
допуска
к законную силу приговором суда;
работе
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых
установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом
порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Примерные критерии оценки результативности деятельности педагогического работника.
Критерий
Качественный
уровень
организации
воспитательной работы

Работа с детьми ОВЗ

Содержание критерии

Участие
группы
в
социальных волонтерских
акциях
Результативность
участия
группы в волонтерских
акциях
Освещение
работы
волонтерских групп в СМИ
Самостоятельно
организованные
акции
социальной направленности
Участие детей ОВЗ в
волонтёрском движении

20

Индикатор

Количество акций
Количество положительных
отзывов
Количество публикаций в
СМИ
Количество
участников,
вовлеченных в акцию
Количество воспитанников
ОВЗ-участников
волонтерского движения на
постоянной основе

Работа с детьми из группы
детей,
находящихся
в
социально
опасном
положении

Работа
с
партнерами
Работа
с
учащимися

Участие детей, находящихся
в
социально
опасном
положении в волонтерском
движении
Участие детей, находящихся
на внутри школьном учете,
ТКДНиЗП, ПДН

Количество
детей,
находящихся в социально
опасном положении, на
постоянной основе
Снижение
количества
преступлений, совершенных
воспитанниками,
находящихся на внутри
школьном учете, ТКДНиЗП,
ПДН
социальными Участие
в
областных Количество воспитанников,
волонтерских акциях
принявших
участие
в
областных
волонтерских
акциях
одаренными Участие
в
олимпиадах, Количество
победителей
конкурсах по направлению олимпиад, конкурсов по
деятельности
направлению деятельности

3.2.2. Описание материально – технических
дополнительной общеразвивающей программы
№
Наименование

условий

реализации

количество

1

Интерактивная доска

1 штука

2

Компьютер (ноутбук)

1 штука

3

Альбом

10 штук

4

Фломастеры

5

Клей

5 штук

6

Ножницы

5 штук

7

Офисная бумага

1 упаковка

8

Цветная бумага

5 штук

9

Цветной картон

5 штук

5 упаковок

3.2.3. Информационно-методические условия реализации дополнительной
общеразвивающей программы
Образовательные форматы
Образовательные форматы, в которые будут погружены обучающиеся:
теоретические занятия в форме бесед; комбинированные занятия; тематический просмотр
презентаций и видеофильмов; игровые формы деятельности: развивающие,
индивидуальные и групповые, акции и конкурсы; работа по индивидуальным планам
(исследовательские проекты).
Программа предполагает работу по следующим направлениям:
- Социальное патронирование пожилых людей, инвалидов.
- Педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков).
- Спортивная подготовка.
21

- Досуговая деятельность (организация свободного времени молодёжи).
- Трудовая подготовка (акции по уборке территории).
- Оказание помощи ветеранам ВОВ и пожилым людям (совместно с социальными
службами города).
- Экскурсионная деятельность.
- Информационное обеспечение.
- Экологическая защита.
- Вожатская деятельность.
Направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов
добровольческой (волонтёрской) деятельности обучающихся в школе.
И в соответствии с выбранными направлениями работы волонтёрского
объединения программа предполагает виды и формы добровольческой деятельности:
- работа с социально-незащищенными слоями населения (пожилые, люди без
определенных занятий и места жительства, люди с ограниченными возможностями);
- работа с детьми и молодежью (дети с ограниченными возможностями.); - участие
в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ;
- реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов, развитие
идей терпимости в обществе;
- развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни
среди молодежи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:
Во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают
умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут
ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение
акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)
Во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу
“равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными
выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки,
театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции,
оформление информационных листовок, тематического уголка.
Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.
В процессе занятий используются различные методы, в основе которых лежит
способ организации занятия:
−словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
−наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций;
−практический (проектная деятельность).
−частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом и другие.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся на занятиях:
коллективная, индивидуальная, групповая и другие.
Приоритетными для построения содержания образования являются следующие
деятельностные формы:
•
самостоятельный поиск информации в различных источниках (словари,
справочники, энциклопедии, интернет-ресурсы);
•
анализ и оценка социальных объектов;
•
обучающие игры (образовательные игры, ролевые игры, квесты, кейсы и
др.);
•
соревнования, конкурсы, состязания;
•
формирование собственного портфолио;
•
выставки, акции, благотворительные ярмарки и т.д.;
•
использование общественных ресурсов (интересные люди, специалисты,
которых можно пригласить на занятия; организации и учреждения, с которыми
22

установлено социальное партнёрство; памятники и музеи; СМИ и проводимые местным
сообществом мероприятия);
•
экскурсии, в том числе виртуальные;
•
социальные проекты
Программой предусмотрены аудиторные занятия, которые содержат задания на
освоение теоретической базы добровольческого (волонтёрского) движения, истории и
современного
состояния
благотворительности,
знакомство
с
деятельностью
благотворительных фондов и волонтёрских организаций в России и других странах.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы
занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому
ребенку.
Программа реализуется через учебно-методический комплекс:
1.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Программа курса по развитию
добровольческого движения «Дорогою добра». 5—9 классы. — М.: ООО «Русское
слово —учебник», 2018. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
2.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Учебное пособие «РАЗВИТИЕ
ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ 5-9 КЛ.» — М.: ООО «Русское слово —
учебник», 2018. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
3.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Методические рекомендации к курсу
по развитию добровольческого движения «Дорогою добра» для 5–9 классов
общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово —учебник», 2018.
— (ФГОС. Внеурочная деятельность).
4.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Дорогою добра: учебное пособие по
курсу развития добровольческого движения для 5 класса общеобразовательных
организаций. — М.: ООО «Русское слово —учебник», 2018. — (ФГОС. Внеурочная
деятельность).
5.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Дорогою добра: учебное пособие по
курсу развития добровольческого движения для 6 класса общеобразовательных
организаций — М.: ООО «Русское слово —учебник», 2018. — (ФГОС. Внеурочная
деятельность).
6.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Дорогою добра: учебное пособие по
курсу развития добровольческого движения для 7 класса общеобразовательных
организаций. — М.: ООО «Русское слово —учебник», 2018. — (ФГОС. Внеурочная
деятельность).
7.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Дорогою добра: учебное пособие по
курсу развития добровольческого движения для 8 класса общеобразовательных
организаций. — М.: ООО «Русское слово —учебник», 2018. — (ФГОС. Внеурочная
деятельность).
8.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Дорогою добра: учебное пособие по
курсу развития добровольческого движения для 9 класса общеобразовательных
организаций. — М.: ООО «Русское слово —учебник», 2018. — (ФГОС. Внеурочная
деятельность).
Интернет-сайты:
1. РДШ — Российское движение школьников: http://рдш.рф/
2. Ассоциация волонтёрских центров:httр://авц.рф/
3. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр
гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (Роспатриотцентр):
http://pocnaTpnoT- центр.рф/
4. Всероссийское общественное движение «Волонтёры Победы »: http:
//волонтёрыпобеды. рф/
23

5. Всероссийское общественное детско-юношеское
безопасности»: http://www.ruor.org/school-of- safety/

24

движение

«Школа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».