Шахматы

Рабочая программа
Шахматного кружка
Пояснительная записка.
В современной школе происходят кардинальные изменения, связанные с приоритетом
целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее
полному раскрытию их творческих способностей.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в
начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в
ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в
обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать
решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы
науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем
другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и
действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего
плана действий - способности действовать в уме.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа
последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление,
воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как
один из элементов умственной культуры».
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению
логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир
шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор

приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных
видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по
таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся
популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и
многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более
серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в
любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в
активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост
нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности
ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных
качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!

Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.

Задачи:
- Развитие интереса к шахматной игре, получение первоначальных навыков игры,
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения
производить логические операции);
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Участники программы:
Участниками программы являются дети младшего и среднего школьного возраста,
посещающие общеобразовательную школу. Наполняемость групп соответствует
нормативным показателям и нормам СанПиН. Группа укомплектована в составе 12 - 14
человек.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
· Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
· Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны;
· Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
· принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса;

· принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим
темпом;

· принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается
его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
· принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор
и им систематически предоставляется возможность выбора;
· принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого
интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план
действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость
в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за
них.

Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на
доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие
чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея –
расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении
дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций
миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда
большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление
позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное
количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое
их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Тематическое планирование занятий кружка.
№

Наименование темы

1.

Организационное занятие.
Знакомство с детьми. Правила техники безопасности.
Первое знакомство с шахматным королевством.
Шахматная доска.
Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль,
диагональ. Центр шахматной доски.
Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур.
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь,
конь, пешка, король.

Количество Месяц
часов
1
октябрь

1

октябрь

1

октябрь

Начальное положение (начальная позиция).
Расположение каждой из фигур в начальном
положении; правило “Каждый ферзь любит свой цвет”.
Связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Шахматная нотация.
Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных
фигур , легкие и тяжелые фигуры (К, С = 3, Л = 5, Ф =
9).
Король – самая важная фигура. Что такое ход и взятие.
Правила хода и взятия каждой из фигур.
Дидактические игры «Игра на уничтожение»,
«Лабиринт», «Один в поле воин», «Перехитри
часовых», «Сними часовых».
Взятие на проходе. Превращение пешки.

1

октябрь

1

октябрь

3

ноябрь

7.

Шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа).

1

ноябрь

8.

Упражнения на нахождение способов атаки короля,
защиты короля.
Дидактические игры с ограниченным набором фигур
«Объяви шах», «5 шахов», «Защита от шаха».
Мат – цель шахматной партии. Практические
упражнения «Простые маты».
Матование одинокого короля.

1

ноябрь

1

декабрь

2.

3.

4.

5.

6.

9.

2

декабрь

1
2

декабрь
январь

13.
14.
15.

Мат разными фигурами.
Дидактические задачи на мат в один ход ферзем,
ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).
Пат. Ничья.
Как начинать шахматную партию? Основные законы
дебюта.
Ловушки. Детский мат.
Игра всеми фигурами из начального положения.
Длинная и короткая рокировка и ее правила.

1
2
1

январь
январь
февраль

16.

Король и пешка против короля.

1

февраль

17.

Правило квадрата шахматной пешки.

1

февраль

18.
19.

2
1

февраль
март

20.

Шахматные комбинации. Двойной удар.
Шахматные комбинации. Дидактическая игра «2
хода».
Как избежать шахматных зевков.

1

март

21.
22.

Шахматная связка.
Отвлечение. Завлечение.

1
1

март
март

2

апрель

2
3
1

апрель
май
май

10.

11.
12.

Шахматные партии. Практическая отработка навыков
игры.
Сеанс одновременной игры.
Шахматный турнир.
Итоговое занятие.

23.
24.
25.
26.

Всего часов

33

Ожидаемые результаты.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности.
• Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Предполагается, что занимающиеся
должны знать:
1. основные правила игры;
2. названия и силу шахматных фигур;
3. цель шахматной игры;
должны уметь:
1. располагать фигуры на шахматной доске;
2. играть друг с другом, используя приобретенные знания;
3. решать элементарные шахматные задачи.
Освоение новых видов деятельности.
•

•

Конечным результатом занятий в шахматном кружке считается умение сыграть по
правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную
прочность знаний и умение применять их на практике.

Материально – техническое обеспечение
Шахматные доски с набором шахматных фигур
Демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
Напольные шахматы с шахматным ковром
Шахматные часы
Шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
Шаблоны латинских букв (из картона) для изучения шахматной нотации
Мешочек из ткани для игры «Волшебный мешочек»

Использованная литература:
1. Костров В. «Шахматы для школьников в играх и историях». Питер. 2020.
2. Интернет ресурсы.
3. П.А. Чернышев, М.И. Викерчук, И.В. Глек, А.С. Виноградов «Шахматы». Начальный
курс, 5-6 классы. Москва. Дрофа. 2020.
4. М.И. Викерчук, П.А. Чернышев, и.в. Глек, А.С. Виноградов «Шахматы». Тактика.
Москва. Дрофа 2020.
5. И.В. Глек, П.А. Чернышев, М.И. Викерчук, А.С. Виноградов «Шахматы». Стратегия.
Москва. Дрофа. 2020.
6. Костенюк А., Костенюк Н. «Как научить шахматам». 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».