ООПМП

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по основам безопасности
жизнедеятельности «Основы медицинских знаний» для учащихся 5-9 класс разработана на
основе положений Федерального Государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897).
Беда может случиться, где угодно: дома, на улице, на дороге, при катастрофах и стихийных
бедствиях. Очень часто смерть пострадавшего при несчастных случаях наступает не из-за
тяжести травмы, а из-за отсутствия элементарных знаний по вопросам оказания первой
помощи у оказавшихся рядом людей. Причиной отсутствия или недостаточности таких знаний
могут быть не только беспечность и равнодушие, но и мнимая уверенность в том, что беда
обойдёт стороной. Увы, это глубокое заблуждение, которое убедительно подтверждает
жизнь.
Ежедневно только на российских дорогах гибнут более 100 человек и свыше 600 получают
ранения. При дорожно-транспортных происшествиях основными причинами смерти
пострадавших являются: несовместимые с жизнью травмы – 15%, несвоевременное
прибытие «скорой помощи» - 15%, безразличие, безучастность и безграмотность очевидцев –
70%. Это свидетельствует о том, что из 35 тысяч человек, ежегодно погибающих на
российских дорогах, более половины могли бы остаться в живых.
Мужественные и отзывчивые люди всегда приходят на помощь. Но одних этих качеств
недостаточно, чтобы спасти пострадавшего. К сожалению, из-за отсутствия медицинских
знаний оказывающий помощь приносит больше вреда, чем пользы и своими неверными
действиями может даже способствовать летальному исходу. А ведь очень часто в
критических ситуациях, например, при остановке сердца, при поражении электрическим
током, попадании инородных тел в дыхательные пути, травмах, ожогах и отравлениях для
сохранения жизни достаточно в первые, самые важные минуты, выполнить элементарные и
доступные каждому приёмы.
Наверно, излишне убеждать в том, что каждому человеку нужны элементарные знания
правил, приёмов и способов оказания первой помощи пострадавшим при самых
разнообразных несчастных случаях и чрезвычайных ситуациях, которая должна
осуществляться в порядке самопомощи или взаимопомощи.
Основы безопасности жизнедеятельности (далее — ОБЖ) — практико-ориентированный
школьный курс. Специфика учебного процесса по ОБЖ заключается в том, чтобы не
только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности
жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки
безопасного поведения в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных
ситуациях. К числу таких важных практических умений относятся умения оказывать
первую помощь пострадавшим.
Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) основного общего
(2010 г.) и среднего (полного) общего образования (2012 г.) в части требований к предметным
результатам освоения учебных программ курса ОБЖ указаны обязательность формирования
у обучающихся умений оказывать первую помощь пострадавшим. Из ФГОС основного
общего образования: «Предметные результаты освоения учебной программы курса
«Основы безопасности жизнедеятельности: умение оказать первую помощь
пострадавшим; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной
ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей».

Цели и задачи
Для повышения уровня подготовки учащихся необходимо уйти от формализма в учебном
процессе, создать для ученика ситуацию, близкую к реальной. Обучение в школе на уроках
ОБЖ должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с имитацией самых различных
видов несчастных случаев. Основная цель подобных занятий — отработать тактику и
навыки правильного поведения, способы быстрого сбора информации о
пострадавшем.
Активизации учебного процесса способствуют различные способы организации
познавательной деятельности учащихся на уроках. Успешность освоения программы намного
повышается при использовании в процессе обучения практикумов, тестов, ситуационных
задач, конкурсов и соревнований. Предметно-практическая деятельность в учебном процессе
помогает уяснить практическую значимость приобретаемых знаний, развивает кругозор,
помогает овладеть практическими умениями, развивает сенсорно-двигательную сферу
школьника [3].
Предлагаемая программа позволяет решить следующие задачи:
• изучить основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи в повседневной
жизни, при несчастных случаях и травмах;
• формировать чувство необходимости знаний основ медицины и правил оказания первой
помощи;
• развить необходимые качества личности для умелого и грамотного использования навыков
оказания первой помощи во время неотложной ситуации;
• привить навыки оказания первой необходимой помощи в различных жизненных ситуациях;
• помочь учащимся в выборе профессии.
Для более полного и качественного усвоения материала по тематике безопасности
жизнедеятельности рекомендуются
формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная,
коллективная; формы организации занятий: лекции, семинары, практические занятия,
беседы, познавательные игры, проектная деятельность.
Срок реализации программы 1 год -35 часов. Количество часов в неделю – 1 час.

Итоги реализации программы.
Учащиеся должны знать:
• правила применения средств оказания первой помощи;
• принципы оказания первой помощи;
• принципы иммобилизации и транспортировки пострадавших при переломах;
• способы остановки кровотечений (капиллярных, венозных, артериальных);
• правила техники выполнения обработки ран, наложения повязок на раны, наложения
кровоостанавливающего жгута;
• способы проникновения токсинов в организм человека, причины и симптоматика отравлений
(пищевые, отравления ядовитыми ягодами и грибами, алкоголем, никотином, угарным газом,
медикаментами, ртутью);
• болезни, вызванные вредоносными микроорганизмами, источники инфекций, пути передачи,
мероприятия по уничтожению вредоносных микроорганизмов, разновидность иммунитета.

Учащиеся должны владеть умениями и навыками оказания первой помощи:

• при синдроме длительного сдавливания, при переломах, вывихах, ушибах;
• при кровотечениях (капиллярных, венозных, артериальных);
• при обморожениях ожогах (термических, химических, солнечных);
• при поражении электрическим током;
• при внезапном прекращении сердечной деятельности, при остановке дыхания;
• при обморожении;
• при утоплении;
• при отравлениях (пищевые, отравления ядовитыми ягодами и грибами, алкоголем, никотином, угарным
газом, медикаментами, ртутью);
• при инфаркте, гипертоническом кризе, инсульте, обмороке, диабетической коме.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
Результаты в сфере личностных универсальных учебных действий:
• усвоение правил оказания первой помощи в повседневной жизни, в неотложных ситуациях
пострадавшим;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками.
Результаты в сфере регулятивных универсальных учебных действий:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и неотложных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области оказания первой
помощи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Результаты в сфере познавательных универсальных учебных действий:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для

классификации инфекционных заболеваний), устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• освоение приёмов действий при оказании первой помощи в опасных и неотложных
ситуациях пострадавшим.
Результаты в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при оказании первой помощи в ситуациях различного характера.

Результаты освоения курса:
Личностными результатами являются: - развитие
любознательности; - развитие интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся; воспитание ответственного отношения к своему
здоровью.
Метапредметными результатами являются: овладение способами самоорганизации
внеклассной деятельности, что включает в себя
умения: ставить цели и планировать деятельность;
оценивать собственный вклад в деятельность
группы; проводить самооценку уровня личных
достижений; - формирование приемов работы с
информацией, что включает в себя умения: поиска и
отбора источников информации; систематизации
информации; понимания информации,
представленной в различной знаковой форме; развитие коммуникативных умений и овладение
опытом межличностной коммуникации, корректное
ведение диалога и участие в дискуссии; участие в
работе группы в соответствии с обозначенной

ролью.
Предметными результатами являются: - применение
полученных знаний и умений для решения
практических задач в повседневной жизни; для
осознанного соблюдения норм и правил
безопасного поведения в природной и
социоприродной среде; при оказании простейших
видов первой медицинской помощи; - формирование
навыков ухода за больными на дому; - расширение
представлений о здоровом образе жизни, овладение
простейшими приемами самоконтроля своего
физического состояния.

Основное содержание курса
1. Доврачебная помощь и ее значение (1 час)
Значение доврачебной помощи и правила ее оказания. Обязанности оказывающего мощь.
Принципы оказания доврачебной помощи: оценка ситуации; безопасная обстановка;
неотложная помощь; вызов скорой медицинской помощи.
2. Раны, классификация ран, первая помощь при ранениях (6 часов)
Понятие о ране. Классификация и характеристика ран. Асептика и антисептика. Перевязочный
материал. Повязки, их виды и назначение. Правила наложения стерильных повязок.
3. Виды кровотечений, их характеристика, остановка (2 часа)
Классификация и характеристика кровотечений. Способы временной остановки кровотечения.
Характеристика и признаки внутреннего кровотечения.
4. Синдром длительного сдавливания и закрытые повреждения (2 часа)
Понятие синдрома длительного сдавливания, характеристика периодов его течения. Признаки
закрытых повреждений и доврачебная помощь при синдроме длительного сдавливания.
5. Травмы опорно-двигательного аппарата (8 часов)
Ушибы и их признаки. Растяжение связок, разрывы связок и мышц, их признаки. Вывихи и их
признаки. Отработка навыков оказания доврачебной помощи при ушибах, растяжениях,
разрывах связок и мышц, вывихах. Открытые и закрытые переломы. Отработка приемов
оказания доврачебной помощи при закрытых и открытых переломах. Транспортная
иммобилизация.
6. Травматический шок и противошоковые мероприятия (2 часа)
Понятие о травматическом шоке. Причины и признаки травматического шока, его действие на

организм человека. Отработка приемов доврачебной помощи при травматическом шоке.
7. Ожоги (3 часа)
Понятие об ожогах, виды ожогов, степени ожогов. Особенности электротравм. Отработка
приемов оказания доврачебной помощи при ожогах и электротравмах.
8. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) (3 часа)
Заболевания кровеносных сосудов. Острая сердечная недостаточность. Инсульт. Инфаркт
миокарда. Правила оказания доврачебной помощи.
9. Обморожение, тепловой и солнечный удар, укусы ядовитыми змеями и насекомыми,
отравление угарным газом, обморок (5 часов)
Характеристика и степени обморожений. Отличительные характеристики теплового и
солнечного ударов. Симптомы укусов змеями и насекомыми, состояние организма при укусах
змеями. Отравление угарным газом. Понятие обморока.
10. Утопление. Экстренная реанимационная помощь (3 час)
Виды утопления. Признаки жизни и смерти. Клиническая смерть. Реанимационные
мероприятия. Искусственная вентиляция легких. непрямой массаж сердца. Отработка приемов
проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.

Учебно-тематическое планирование
№
темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11

Название темы

Кол-во часов
Всего теория практика
1
1
4
6
2
2
1
1

Доврачебная помощь и ее значение.
Понятие о ранах, классификация, осложнения
Виды кровотечений и их характеристика
Синдром длительного сдавливания и закрытые
2
повреждения
Травмы опорно-двигательного аппарата
8
Травматический
шок
и
противошоковые
2
мероприятия

Ожоги
3
Сердечно-сосудистые заболевания.
3
Обморожение, тепловой и солнечный удар, укусы 4
ядовитыми змеями и насекомыми, отравление
угарным газом, обморок
3
Утопление. Экстренная реанимационная помощь.
Итоговое занятие
1
Итого часов
35

2
2

6

1

1

1
2
2

2
1
2

1

2

15

1
20

Тематическое планирование
№ Тема занятия

1

2

3

4

5

Цели и задачи

Материально
техническое
обеспечение
Доврачебная помощь и ее - Сформировать представление о Презентация.
значении доврачебной помощи для
значение.
сохранения здоровья и жизни
человека.
Понятие о ранах,
- Дать понятие о ране;
классификация ран
- Изучить классификацию ран, Таблицы, опорные
причины их возникновения.
схемы, презентация
Понятие об асептике и - Сформировать представление о Презентация,
профилактике осложнений ран; - пакет
антисептике.
Раскрыть понятия «асептика» и асептический
Профилактика
и
«антисептика»
осложнений ран.
антисептический,
таблицы
- Ознакомить с перевязочным Бинты, марля,
Понятие о повязке и
перевязке. Виды повязок, материалом;
вата, пакет
правила их наложения. - Ознакомить с видами повязок;
перевязочный
Рассказать
об
основных индивидуальный,
Перевязочный материал и правила пользования им правилах наложения повязок.
косынки,
салфетки
стерильные,
лейкопластырь
Правила
наложения - Ознакомить с типами повязок при Бинты, салфетки
стерильных повязок на травмах головы и груди;
стерильные,
голову и грудь
- Учить
наложению
повязок таблицы
«чепец», «шапочка», «уздечка»,
крестообразная,
спиральная,
пращевидная.

6

7

8

9

10

11

12

13

Правила
наложения
Бинты, салфетки
стерильных повязок на - Ознакомить с типами повязок при стерильные,
живот
и
верхние травмах
живота
и
верхних таблицы
конечности
конечностей;
- Учить
наложению
повязок:
колосовидная,
спиральная,
крестообразная, на плечевой сустав.
Бинты, салфетки
Правила
наложения
стерильных повязок на - Ознакомить с типами повязок на стерильные,
промежность и нижние промежность и нижние конечности; косынки, таблицы
- Учить
наложению
повязок:
конечности
косыночная, восьмиобразная
Жгут, закрутка,
Виды кровотечений и их
- Изучить
порядок
оказания бинты, салфетки
характеристика
доврачебной помощи при ранениях стерильные,
и
кровотечениях,
меры
по таблицы
профилактике осложнений ран;
- Ознакомить
со
способами
остановки кровотечений
Техника
временной - Отработка приемов временной
остановки
кровотечений
и
остановки
Жгут, бинты,
кровотечения
и наложения повязок
таблицы
наложения
бинтовых
повязок.
Понятие синдрома
Характеристика
синдрома
Таблицы,
длительного
длительного сдавливания;
сдавливания
- Ознакомление
с
периодами презентация
травматического токсикоза.
Первая помощь при
- Сформировать представление о
синдроме длительного признаках синдрома сдавливания
сдавливания и закрытых отдельных частей тела.
повреждениях
ознакомить
с
правилами таблицы
оказания доврачебной помощи в
случае сдавливания
отдельных
частей тела
- Дать
понятие
о
травмах таблицы
Травмы
опорнодвигательного аппарата
опорнодвигательного
- Сформировать представление о
аппарата, симптомы и
причинах
травм
причины возникновения. опорнодвигательного аппарата
Доврачебная помощь при - Изучить способы оказания Таблицы,
черепно-мозговой травме доврачебной
помощи
при перевязочный
и
повреждении черепно-мозговых
травмах
и материал
позвоночника.
травмах позвоночника;

- Обучить
доврачебной
травмах.

навыкам оказания
помощи при этих

14 Способы
Ознакомить
со
способами Таблицы,
транспортировки
транспортировки пострадавших при носилки,
пострадавших
при черепно-мозговой
травме
и перевязочный
черепно-мозговой травме повреждении позвоночника.
материал
и
повреждении
15 позвоночника.
- Ознакомить с приемами оказания Перевязочный
Доврачебная помощь при ПМП при ушибах, растяжениях и материал, шины
ушибах, растяжениях и разрывах, вывихах, открытых и
разрывах,
вывихах, закрытых переломах.
открытых и закрытых
переломах.
16
- Обучить приемам оказания Перевязочный
Доврачебная помощь при доврачебной помощи при ушибах, материал, шины
ушибах, растяжениях и растяжениях и разрывах, вывихах,
разрывах,
вывихах, открытых и закрытых переломах.
открытых и закрытых
переломах.
17 Способы
Ознакомить
со
способами носилки
транспортировки пострадавших при
транспортировки
пострадавших
при ушибах, растяжениях и разрывах,
ушибах, растяжениях и вывихах, открытых и закрытых
разрывах,
вывихах, переломах.
открытых и закрытых
переломах.
18 Доврачебная помощь при - Дать определения понятиям Перевязочный
травмах груди, живота и «закрытый
и
открытый материал,
области таза.
пневмоторакс,
проникающее таблицы
ранение»;
Изучить
и
отработать
практические приемы оказания
доврачебной помощи при травмах
груди, живота и области таза.
19 Т ранспортировка
пострадавших при
травмах груди, живота и
области таза.

Ознакомить
со
способами носилки
транспортировки пострадавших при
травмах груди, живота и области
таза.

таблица,
- Дать
определение
понятию презентация
«травматический шок» (первичный,
вторичный, поздний);
- Изучить
порядок
оказания
доврачебной
помощи
при
травматическом шоке.
Травматический шок и - Помочь учащимся в овладении таблица,
противошоковые
практическими навыками оказания презентация
мероприятия
доврачебной
помощи
при
травматическом шоке.
Доврачебная помощь при
таблицы,
ожогах, электротравмах.
видеоролик,
- Ознакомить
с
понятиями перевязочный
«термический ожог», «химический материал
ожог»,
«электротравма»
и
«электрический ожог»;
- Изучить степени тяжести ожогов
Доврачебная помощь при
таблицы,
- Изучить
приемы
оказания перевязочный
ожогах.
доврачебной
помощи
при материал
термических и химических ожогах;
Отработать
практические
приемы
оказания
доврачебной
помощи при данных травмах.
Доврачебная помощь при - Изучить приемы оказания ПМП таблицы,
электротравме.
перевязочный
при электротравме;
Отработать
практические материал
приемы
оказания
доврачебной
помощи при данной травме.
Сердечно-сосудистые
Презентация,
заболевания.
таблицы
Сформировать
знания
о
заболеваниях кровеносных сосудов;
- Дать представление о работе
сердца и кровеносных сосудов,
причине и последствиях
сердечно-сосудистых заболеваний.
Таблицы,
Острая сердечная
недостаточность,
- Изучить
симптомы
острой видеоролик
инсульт, инфаркт
сердечной
недостаточности,
миокарда
инсульта, инфаркта миокарда.
Ознакомить
с
приемами
оказания доврачебной помощи при
сердечно-сосудистых заболеваниях.

20 Травматический шок и
противошоковые
мероприятия

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

презентация
Доврачебная помощь при - Отработать приемы оказания
сердечнососудистых
доврачебной помощи при
заболеваниях.
сердечно-сосудистых заболеваниях.
Тепловой и солнечный - Дать характеристику тепловому и Таблицы,
удар, укусы ядовитыми солнечному ударам;
видеоролик
змеями и насекомыми. - Изучить признаки укусов
змеями и насекомыми;
- Сформировать представление об
оказании доврачебной помощи
пострадавшим.
Доврачебная помощь при - Отработка навыков оказания Таблицы,
тепловом и солнечном доврачебной помощи при тепловом, видеоролик
ударах,
укусах солнечном ударах и укусах змеями и
ядовитыми змеями и насекомыми.
насекомыми.
Обморожение,
Дать
характеристику Таблицы,
отравление угарным
обморожению
и
степеням видеоролик
газом, обморок.
обморожения;
- Ознакомить с причинами и
признаками отравления угарным
газом;
- Сформировать представление о
симптомах и причинах обморока.
Таблицы,
Доврачебнач помощь при
обморожении,
Учить
навыкам
оказания видеоролик
отравлении
угарным доврачебной помощи при разной
газом, обмороке.
степени обморожения, отравлении
угарным газом, обмороке.
Утопление.
- Дать определения понятиям таблицы
Терминальные
утопления «истинное» и «бледное»,
состояния.
«терминальные
состояния»,
«клиническая
смерть»,
«реанимация»;
Учить
определять
терминальные состояния (признаки
жизни и смерти);
Экстренная
- Обучить правилам и технике видеоролик
реанимационная
выполнения непрямого массажа
помощь.
сердца и искусственной вентиляции
легких.

34 Экстренная
реанимационная
помощь.

35 Итоговое занятие

видеоролик
- Обучить правилам и технике
проведения прекардиального удара;
- Повторить технику непрямого
массажа сердца и искусственной
вентиляции легких.
Обобщить полученные знания по Карточки
теме «Основы оказания доврачебной заданиями
помощи»

с

Приложение 1
Ситуационные задачи
Ситуационная задача №1
Пострадавший в ДТП неподвижен, на оклик не реагирует. Видимое дыхание и пульс на
лучевой артерии отсутствует. Пульс на сонной артерии едва определяется. Видимого
кровотечения нет. Лето. Ваши действия?
Ситуационная задача №2
Во время урока у соседа по парте пошла кровь из носа, он запрокинул голову наверх.
Ваши действия?
Ситуационная задача №3
Во время похода в лес один из учащихся оступился и упал. Жалуется на боль в области
правого голеностопного сустава. Сустав опух, при попытке дотронуться до него возникает
резкая боль. Лето. Ваши действия?
Ситуационная задача №4
Во время экскурсии в горы один из учащихся оступился и упал. Жалуется на сильную
боль в области левой голени. При видимом осмотре левая нога деформирована, опухшая. Лето.
Ваши действия?
Ситуационная задача №5
Во время похода в лес один из учащихся запнулся и упал. При осмотре видна рана на
правом предплечье, из которой вытекает кровь темно-вишневого цвета. Жалуется на боль,
слабость, головокружение. Зима. Ваши действия?
Ситуационная задача №6
Во время похода в лес на лыжах один из учащихся запнулся и упал. При осмотре видна
рана на левом предплечье, из которой вытекает алая кровь пульсирующей струей. Жалуется на
боль, слабость, головокружение. Зима. Ваши действия?

Ситуационная задача №7

Во время экскурсии один из учащихся сильно оцарапал руку. При осмотре видна рана на
правом предплечье, из которой каплями выступает кровь темно-вишневого цвета. Жалуется на
боль. Лето. Ваши действия?
Ситуационная задача №8
Летом на берегу речки ваш товарищ длительное время провел под жарким солнцем. Стал
жаловаться на головокружение, тошноту, плохое самочувствие и упал в обморок. При осмотре
очень бледен. Ваши действия?
Ситуационная задача №9
Во время похода один из учащихся резко поднял полное ведро воды. Возникла боль в
области запястья. При осмотре наблюдается отек. Лето. Ваши действия?
Ситуационная задача №10
Во время похода один из учащихся опрокинул кружку с горячим чаем на ногу. При
осмотре кожа красная и появляются пузыри, заполненные желтоватой жидкостью, жалуется на
боль, сильное жжение. Лето. Ваши действия?
Ситуационная задача №11
Вы пришли домой из школы по сильному морозу. По дороге, вы почувствовали
онемение мочек ушей, когда же зашли домой, возникла сильная ломота мочек, они опухли и
покраснели. Ваши действия?
Ситуационная задача №12
Во время похода один из учащихся съел колбасу, которая сутки пролежала в
полиэтиленовом пакете в рюкзаке. Жалуется на боль в животе, головокружение. Возникла
рвота, понос. При осмотре пострадавший очень бледен. Ваши действия?
Ситуационная задача №14
Во время похода в лес один из учащихся запнулся и упал. Жалуется на сильную боль в
области поясницы, частичное онемение ног. Лето. Ваши действия?
Ситуационная задача №15
Во время ДТП из перевернутой машины извлечен пострадавший, который жалуется на
сильные боли внизу живота и в области таза. Ноги слегка развернуты кнаружи. Кожные
покровы бледные, на лбу капельки пота. Пульс частый, слабый. Ваши действия?
Ситуационная задача №16
Во время экскурсии ваш товарищ упал. Жалуется на боли в правой голени, которую
придерживает руками. При осмотре голень необычно смещена под углом кнаружи, отечна. При
попытке выпрямить ногу боль резко усиливается. Ваши действия?

Ситуационная задача №17

При подъеме в горы, ваш младший родственник шел без головного убора. Упал в
обморок. Бледен, пульс слабый. Лето, температура + 340. Ваши действия?
Ситуационная задача №18
Вы готовили обед. Открывая крышку кастрюли, ошпарили руку паром. Кожа руки
покраснела, сильно горит. Ваши действия?
Ситуационная задача №19
Дома на кухне Вы случайно пролили бутылку с уксусной кислотой на ногу. Нога сильно
горит, начали появляться пузыри. Ваши действия?
Ситуационная задача №20
Во время похода в лес на лыжах один из учащихся оступился и неловко упал на руку.
Жалуется на боль в области кисти. Сустав опух, при попытке дотронуться до него возникает
резкая боль. Зима. Ваши действия?
Приложение 2
Тестирование
1. Первая доврачебная помощь при открытом переломе?
1. Концы сломанных костей совместить.
2. Убрать осколки костей и м наложить на рану пузырь со льдом.
3. Наложить на рану стерильную повязку, осуществить иммобилизацию конечности и
дать покой больному.
2.
Первая доврачебная помощь при обморожении?
1. Растереть пораженный участок жестким материалом или снегом.
2. Создать условия для общего согревания, наложить ватно-марлевую повязку на
обмороженный участок, дать теплое питье.
3. Сделать легкий массаж, растереть пораженный участок одеколоном.
3.Чем характеризуется капиллярное кровотечение?
1. Кровь из раны вытекает пульсирующей струей, имеет ярко-алую окраску.
2. Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей темно-красного цвета.
3. Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном.
4.Чем характеризуется венозное кровотечение?
1. Кровь из раны вытекает пульсирующей струей, имеет ярко-алую окраску.
2. Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей темно-красного цвета.
3. Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном.
5.Чем характеризуется артериальное кровотечение?
1.
Кровь из раны вытекает пульсирующей струей, имеет ярко-алую окраску.
2. Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей темно-красного цвета.
3. Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном.

6.
1.
2.
3.

Правильный способ остановки капиллярного кровотечения?
Наложение на рану давящей повязки.
Наложение на конечность жгута.
Резкое сгибание конечности в суставе.

7. Правильный способ остановки венозного кровотечения?
1. Наложение на рану давящей повязки.
2. Наложение жгута или резкое сгибание конечности в суставе.
8. Правильный способ остановки артериального кровотечения?
1. Наложение на рану давящей повязки.
2. Наложение жгута или резкое сгибание конечности в суставе.
9.Что необходимо сделать при потере сознания?
1. Искусственное дыхание.
2. Массаж сердца.
3. Освободить (санировать) дыхательные пути от инородных тел и рвотных масс.
10. По каким признакам судят о наличии внутреннего кровотечения?
1. Цвет кожных покровов, уровень артериального давления, сознание.
2. Пульс, высокая температура, судороги.
3. Резкая боль, появление припухлости, потеря сознания.
11. Для каких целей используется перманганат калия (марганцовка), находящийся в
аптечке в автомобиле?
1. Наружно в водных растворах для полоскания рта и горла.
2. Наружно в водных растворах для промывания ран.
3. В водных растворах для промывания желудка.
4. Для всех указанных в пп. 1 и 2 целей.
5. Для целей, указанных в пп.1-3.
12. Как оказать помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии при
сильном ушибе живота?
1. Уложить пострадавшего на спину, дать теплый чай и в этом положении транспортировать в
ближайшее медицинское учреждение.
2. Провести противошоковые мероприятия, транспортировать в ближайшее
медицинское учреждение в положении лежа на боку с согнутыми в ногах коленях.
3. Дать обезболивающие лекарства, уложить на живот и транспортировать этом положении в
ближайшее медицинское учреждение.
13. Какие признаки закрытого перелома костей конечности?
1. Сильная боль, припухлость мягких тканей и деформация конечности.
2. Конечность искажена, поврежден кожный покров, видны осколки костей.
3. Синяки, ссадины на коже.
14. Какая повязка накладывается при повреждении затылка?
1. Крестообразная или пращевидная. 2. Спиральная.

3. Шапочка.

15. Как оказать помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела щелочными
растворами?
1. Промыть пораженный участок мыльным или 2%-ным раствором столовой соды, наложить
асептическую повязку.
2. Промыть пораженное место 1-2%-ным раствором борной, лимонной или уксусной
кислоты, наложить асептическую повязку.
3. Промыть пораженный участок водой, смазать жирным кремом и наложить повязку из чистой
материи.
16. Какая повязка накладывается при повреждении лба?
1. Пращевидная.
2. Спиральная.
3. Шапочка.
17. Первая доврачебная помощь при вывихе конечности?
1. Дать обезболивающие средства, вправить вывих и зафиксировать конечность.
2. Осуществить иммобилизацию поврежденной конечности, дать доступные
обезболивающие средства, приложить к поврежденному суставу пузырь с холодной водой
или льдом, организовать транспортировку в больницу или травмпункт.
3. Зафиксировать конечность, не вправляя вывих, приложить пузырь (грелку) с горячей водой,
организовать транспортировку в больницу или травмпункт.
18. Как оказать помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела кислотой?
1. Промыть пораженное место 1-2%-ным раствором борной, лимонной или уксусной кислоты,
наложить асептическую повязку.
2. Промыть пораженный участок мыльным или 2%-ным раствором столовой соды,
наложить асептическую повязку.
3. Промыть пораженный участок водой и смазать жирным кремом, наложить асептическую
повязку.
19. В каком положении эвакуируется пострадавший в дорожно-транспортном
происшествии с вывихом бедра?
1. В положении лежа. 2. В положении сидя. 3. Свободное положение.
20. В каком положении эвакуируется пострадавший в дорожно-транспортном
происшествии с вывихом костей верхней конечности?
1. В положении сидя.
2. Свободное положение.
3. Свободное положение, при общей слабости - сидя или лежа.
21. Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голени?
1. Наложить две шины с внутренней и наружной сторон ноги от стопы до коленного сустава и
прибинтовать их.
2. Наложить две шины с внутренней и наружной сторон ноги от стопы до середины
бедра, чтобы обездвижить место перелома, коленный и голеностопный сустав.
22. Как правильно снять с пострадавшего рубашку при ранении левой руки?
1. Снять одежду с правой руки, потом с левой.
2. Снять одежду с правой руки, потом с левой.

23. Для чего предназначен йод, находящийся в аптечке?
1. Для обработки кожи вокруг раны.
2. Для обработки всей поверхности раны, если рана сильно загрязнена.
3. При ожогах, вызванных щелочью.
24. Какой материал может быть использован в качестве шины?
1.Ткань.
2.Бинт, вата.
З.Кусок доски.
25. На какой максимальный срок может быть наложен
кровоостанавливающий жгут?
1. Не более получаса.
2. Не более 2-х часов.

3. Не более часа.

26. Что нужно сделать для освобождения дыхательных путей пострадавшего?
1. Поднять выше голову.
2. Подложить под плечи что-нибудь и максимально запрокинуть голову.
3. Открыть рот пострадавшему.
27. Как транспортировать пострадавшего с проникающим ранением грудной клетки?
1. Лежа на животе.
2. Лежа на спине.
3. Лежа на спине с приподнятой верхней частью туловища.
28. Основные правила наложения транспортной шины при переломе бедренной кости?
1. Наложить одну шину от стопы до середины бедра.
2. Наложить две шины: одну от стопы до подмышечной впадины, другую от стопы до
паха.
3. Наложить две шины: от стопы до конца бедра.
29. Как оказать доврачебную помощь при переломе костей таза?
1. Придать пострадавшему полусидячее положение, наложить тугую повязку.
2. Уложить пострадавшего на ровную жесткую поверхность, согнуть и развести
коленные суставы и подложить под них валик из одежды или другого заменяющего ее
материала.
3. Уложить пострадавшего на спину на жесткую поверхность, к местам повреждения
приложить грелку или пузырь со льдом или холодной водой.
30. Как правильно надеть на пострадавшего рубашку, пиджак при ранении руки?
1. Одежду надевают сначала на больную руку, а затем на здоровую.
2. Одежду надевают на обе руки одновременно.
3. Одежду надевают сначала на здоровую руку, а затем на больную.
31. Как оказать помощь на месте происшествия первую помощь при простой и
неглубокой ране?
1. Наложить стерильную повязку.
2. Промыть рану лекарствами.
3. Обработать края раны йодом и наложить стерильную повязку.

32. Какие признаки открытого перелома?
1. Сильная боль, припухлость мягких тканей и деформация конечности.
2. Сильная боль, деформация конечности, поврежден кожный покров.
3. Синяки, ссадины на коже.
33. Какие приемы доврачебной помощи применяются при внутреннем кровотечении
или подозрении на него?
1. Наложить на поврежденную поверхность грелку со льдом или прохладную повязку,
обеспечить покой.
2. Дать холодной воды.
3. Дать горячего чаю.
34. Основные правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах?
1. Как можно быстрее перенести пострадавшего в тень, уложить на спину (голова должна быть
ниже туловища), сделать растирание в области сердца.
2. Поместить пострадавшего в тень или в прохладное помещение, уложить на спину,
сделать холодные компрессы, положить под голову валик, обеспечить достаточный
доступ свежего воздуха.
3. Усадить пострадавшего в тень, напоить холодным напитком, наложить холодный компресс
на грудь.
35. Назовите основные правила оказания первой помощи при сотрясении мозга?
1. Уложить пострадавшего на спину, положить под голову валик и дать теплое питье.
2. Уложить пострадавшего на бок или спину со склоненной набок головой и
транспортировать в этом положении в лечебное учреждение.
3. Положить пострадавшего на спину или в положение полулежа со склоненной набок головой.
36. Какая повязка накладывается на голеностопный сустав при его повреждении?
1. Спиральная.
2. Колосовидная.
3. Восьмиобразная
37. Какое кровотечение считается наиболее опасным?
1. Капиллярное.
2.Венозное.
3. Артериальное.
38. Что надо предпринять для оказания первой помощи при поражении электрическим
током?
1.
Освободить пострадавшего от действия тока, если он в сознании, уложить в сухом
и теплом месте, принять необходимые меры для облегчения дыхания, обеспечить доступ
свежего воздуха, на обожженные участки наложить стерильную повязку. При
отсутствии признаков жизни проводить искусственное дыхание и непрямой массаж
сердца.
2. Освободить пострадавшего от действия тока, если он в сознании, дать обильное холодное
питье, можно кофе. При потере сознания сделать искусственное дыхание.
3. Освободить пострадавшего от действия тока и срочно транспортировать в ближайшее
медицинское учреждение.
39. Как наложить шину при переломе пальцев и кисти?
1. По ладонной поверхности предплечья от начала пальцев до локтевого сгиба.

2. С обеих сторон кисти и прибинтовать.
3. По ладонной стороне предплечья от начала пальцев до плечевого сустава.
40. Какая повязка накладывается при повреждении пальца?
1. Крестообразная.
2. Спиральная.
3. Пращевидная.
41. В каком положении нужно эвакуировать пострадавшего с вывихами костей верхних
конечностей?
1. В положении сидя.
2. В положении лежа.
3. Свободное положение, при общей слабости - сидя или лежа.
42. Назовите основные правила оказания доврачебной помощи при травматическом
шоке?
1. Проведение мероприятий по прекращению действия травмирующих факторов. Снять
одежду или ослабить ее давление. Дать понюхать нашатырный спирт. Наложить на лоб
холодный компресс. Обеспечить приток свежего воздуха. Организовать вызов к месту
происшествия скорой медицинской помощи.
2. Уложить пострадавшего на спину. Дать понюхать нашатырный спирт. Наложить
теплые примочки на лоб и затылок.
3. Проведение мероприятий по прекращению действия травмирующих факторов.
Восстановление нарушенного дыхания и сердечной деятельности (первичное реанимационное
способ). Временная остановка кровотечения. Борьба с болью (иммобилизация). Закрытие ран
стерильными (чистыми) повязками. Придание пострадавшему наиболее удобного положения
(функциональная укладка). Обеспечить приток свежего воздуха. Организовать вызов к месту
происшествия скорой мед помощи.
43. Где проводится надавливание на грудную клетку при закрытом массаже сердца?
1. Слева от грудины.
2. Справа от грудины.
3. На нижнюю треть грудины.
44. Какие лекарств. препараты являются обезболивающими?
1.
Анальгин, панадол.
2.Димедрол, валериана. 3.Фталазол,
пенициллин.
45. Какой должна быть транспортная шина?
1. С возможностью фиксации только места перелома.
2. С возможностью фиксации места перелома и обездвиживания места перелома.
3. С возможностью фиксации места перелома и обездвиживания двух смежных суставов.
46. При коллапсе (потери сознания и понижения артериального давления без
кровотечения) необходимо:
1. Пострадавшего уложить так, чтобы его голова и ноги были на одном уровне, дать
обезболивающее.
2. Пострадавшего уложить так, чтобы его голова и ноги были на одном уровне, дать
успокоительное средство.

3. Пострадавшего уложить так, чтобы его ноги были выше уровня головы.
47. Как оказать первую помощь при открытом переломе?
1. Концы сломанных костей совместить, наложить стерильную повязку на рану, осуществить
иммобилизацию конечности.
2. Погрузить обнаженные костные отломки в рану, наложить на рану стерильную повязку и
пузырь со льдом, дать обезболивающие лекарства и обеспечить покой конечности.
3. Осуществить правильную иммобилизацию конечности, наложить на рану стерильную
повязку, дать обезболивающие лекарства и организовать транспортировку пострадавшего
в лечебное учреждение.
48. Пострадавший находится без сознания, дыхание, пульс отсутствуют. Ваши действия?
1. Вызвать «03» и ждать прибытия «скорой помощи».
2. Позвонить «03», делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
3. Положить пострадавшего в благоприятную позу, сделать перевязку, дать обезболивающее
средство.
49. При транспортировке с переломом позвоночника пострадавший должен находиться в
положении?
1. Пострадавший должен быть уложен на жёсткий щит, в положении на животе (с
валиком под верхнюю часть туловища) или на спине (с валиком в поясничном отделе).
2. Пострадавший должен быть уложен на жёсткий щит, в положении на животе с приподнятым
головным концом.
3. Пострадавший должен быть уложен на жёсткий щит, в положении на животе с опущенным
головным концом.
50. В каком положении эвакуируется больной с вывихом нижней челюсти?
1. В положении лежа.
2. В положении сидя.
51. Для чего в автомобильной аптечке предназначен 10% водяной раствор аммиака
(нашатырный спирт)?
1. Для обработки ран.
2. Для наложения согревающего компресса.
3. Для вдыхания при обмороке и угаре.
52. Прекардиальный удар наносят:
1. По левой стороне грудной клетки, рядом с грудиной.
2. В область нижней трети грудины на 2-4 см. выше мечевидного отростка.
3. По мечевидному отростку.
53. Как оказать помощь пострадавшему при проникающем ранении грудной клетки?
1. Наложить повязку, уложить раненого на живот и транспортировать в больницу.
2. На место ранения приложить грелку (пузырь) со льдом.
3. Закрыть рану липким пластырем или воздухонепроницаемым материалом и наложить
тугую повязку.

54. Комплекс сердечно-легочной реанимации включает:
1. Прекардиальный удар, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.
2. Измерение артериального давления, удар по спине между лопатками.
3. Удар по левой половине грудной клетки, наложение на рану стерильных повязок, наложение
шин.
55. Как оказать помощь пострадавшему с болями в области сердца?
1. Дать принять одну таблетку анальгина или аспирина.
2. Дать понюхать нашатырного спирта.
3. Дать принять под язык таблетку валидола или нитроглицерина, дать внутрь 15 капель
корвалола в 50 мл воды.
56. Как оказать помощь пассажиру, если у него поднялась температура выше 39гр.?
1. Уложить больного дать 15 капель корвалола в 50 мл воды.
2. Уложить больного, к голове приложить охлаждающий пакет-контейнер, дать
таблетку аспирина.
57. В каких случаях применяется энтеродез или уголь активированный, находящийся в
автомобильной аптечке?
1. При болях в животе.
2. При высокой температуре.
3. При отравлении.
58. Для чего применяется раствор сульфацила натрия, находящийся в автомобильной
аптечке?
1. Для промывания ран.
2. Смочить салфетку и приложить для стирализации обожженной поверхности.
3. При травме глаза или попадании инородных тел промыть глаз водой и закапать 3-5
капель раствора сульфацила натрия.
59. Признаки отравления угарным газом?
1. Слабость, тошнота, рвота, головокружение, покраснение кожных покровов.
2. Слабость, головокружение, покраснение кожных покровов.
3. Головная боль, повышение температуры тела, боли в животе.
60. Как оказать помощь пострадавшему, если он в состоянии обморока?
1. Положить пострадавшего на спину, под голову подложить валик из одежды, дать понюхать
нашатырный спирт.
2. Положить пострадавшего, приподнять ноги, расстегнуть тесную одежду, дать
понюхать нашатырный спирт.
61. Как оказать помощь при ожоге кипятком?
1. Смазать обожженный участок мазью или лосьоном, наложить стерильную повязку.
2. Промыть обожженный участок холодной водой минут 10, наложить стерильную
повязку, дать болеутоляющие средства.
3. Обожженную поверхность присыпать пищевой содой, наложить стерильную повязку.

62. Как влияет утомление на реакцию водителя?
1. Внимание снижается, а реакция не изменяется.
2. Реакция снижается, а внимание усиливается.
3. Внимание и реакция снижаются.
63. Как правильно оказать помощь пострадавшему с переломом плечевой кости?
1. Подвесить руку на косынке, дать обезболивающее средство.
2. Прибинтовать руку к туловищу.
3. В подмышечную область подложить валик, согнуть руку в локтевом суставе и
наложить шину от здорового надплечья до кончиков пальцев, дать обезболивающее
средство.
64. Как начинать бинтование грудной клетки при ранении?
1. На выдохе с нижних отделов грудной клетки.
2. На вдохе с середины грудной клетки.
3. На выдохе от подмышечных ямок.
65. Как наложить транспортную шину при переломе костей предплечья?
1. От кончиков пальцев до локтевого сустава.
2. От кончиков пальцев до верхней трети плеча.
3. От лучезапястного сустава до локтевого сустава.
66. Чтобы уменьшить приток крови при кровотечении из раны на конечностях
пострадавшего, надо:
1. Пострадавшегт посадить.
2. Уложить пострадавшего, конечность приподнять.
3. Пострадавшего поставить на ноги.
67. Для чего используется травматическая повязка МАГ с диоксидином, находящаяся в
автомобильной аптечке?
1. Для остановки кровотечения.
2. Для промывания загрязненных ран.
3. Для уменьшения боли при переломах.
68. Как оказать помощь при ожогах I степени?
1. Вскрыть пузырь, положить мазевую повязку.
2. Не вскрывать пузыри, обработать кожу 5% спиртовым раствором йода.
3.
Охладить обожженную поверхность, не вскрывать пузыри, наложить стерильную
ватно-марлевую повязку.
69. Как оказать доврачебную помощь при переломе ключицы?
1. Наложить две шины на плечо.
2. Прибинтовать руку к груди.
3. Наложить марлевую повязку Дезо.
70. Какое средство из автомобильной аптечки нужно применять при стрессовых

ситуациях?
1. Развести в 50 мл. воды 30 капель корвалола и дать выпить больному.
2. Дать больному под язык таблетку валидола.
3. Дать больному таблетку анальгина.
71. Где надо определять пульс, если пострадавший без сознания?
1. На лучевой артерии.
2. На бедренной артерии.
3. На сонной артерии.
72. Как правильно наложить повязку при открытом пневмотораксе?
1. Наложить асептическую повязку на рану.
2. На рану наложить стерильную повязку, накрыть ее воздухонепроницаемым
материалом и забинтовать.
3. Наложить тугую повязку.
73. Какие средства из автомобильной аптечки можно применить для уменьшения боли
при переломе?
1. Валидол.
2. Анальгин и охлаждающий пакет-контейнер.
3. Энтеродез.
74. Какие признаки клинической смерти?
1. Отсутствует сознание, судороги, выделение пены изо рта.
2. Отсутствие сознания, дыхания, пульса на сонной артерии, широкие зрачки.
75. Можно давать пить пострадавшему при ранении живота?
1.
Нет
2.Можно.
3.Только маленькими глотками.
76. Что можно использовать в качестве кровоостанавливающего жгута?
1.Бинт.
2.Веревку.
З.Закрутку из полосы материи.
77. Как оказать помощь при переломе костей черепа?
1. Уложить пострадавшего на бок, голову зафиксировать уложенными вокруг нее
валиками из одежды.
2. Уложить пострадавшего на спину, дать теплое питье, на голову положить компресс.
3. Уложить пострадавшего на спину, под ноги положить валик.
78. Какая повязка накладывается на бедро?
1. От коленного сустава до подмышечной впадины.
2. Одна шина с наружной стороны от стопы до подмышечной впадины, вторая - от стопы до
места перелома.
3. Одна шина с наружной стороны от стопы до подмышечной впадины, вторая - от
стопы до паха.
79. Каковы признаки вывиха в суставе?

1. Боль, изменение формы сустава, неправильное положение конечности, отсутствие
движений в суставе.
2. Боль, припухлость, патологическая подвижность.
3. Боль, покраснение кожных покровов, припухлость, высокая температура.
80. Как произвести иммобилизацию голени при отсутствии шинирующего материала?
1. Обложить голень валиками из одежды.
2. Прибинтовать к здоровой ноге.
3. Туго забинтовать.
81. В каком положении транспортировать пострадавшего с переломами рёбер и
грудины?
1. Лёжа на боку.
2. Лёжа на спине.
З.Полусидя.
82. Для чего нужна S-образная трубка в автомобильной аптечке?
1. Для фиксации нижней челюсти при переломе.
2. Чтобы напоить пострадавшего.
3. Для проведения сердечно-легочной реанимации.
83. Укажите правильный ритм проведения реанимации, если в оказании участвуют два
человека?
1. Одно вдувание воздуха, пять надавливаний на грудину.
2. Два вдувания воздуха, пятнадцать надавливаний на грудину.
3. Три вдувания воздуха, двадцать надавливаний на грудину.
84. Какая иммобилизация нужно при переломе лопатки?
1. Наложить шину.
2. Тугая повязка.
3. Подвесить руку на косынку.
85. Для чего нужен в аптечке эластичный бинт?
1. Для фиксации иммобилизирующих шин.
2. Для наложения пращевидной повязки.
3. Для фиксации перевязочного материала при ранении пальцев, кисти.
86. Как оказать помощь при попадании в дыхательные пути инородного тела?
1. Открыть рот и осторожно удалить инородное тело.
2. Прополоскать горло слабым раствором марганцовки.
3. Наклонить пострадавшего и резко похлопать ладонью между лопатками.
87. Нужно ли снимать одежду с пострадавшего при переломе ноги для наложения
иммобилизирующей шины?
1.да.
2.нет.
88. По каким признакам можно определить перелом ребер?
1. Боль, припухлость с красно-синюшным оттенком.
2. Боль, усиливающаяся при кашле, движении, глубоком вдохе.
3. Кашель, боль при дыхании, повышение температуры тела.

89. Как транспортировать пострадавшего при переломе нижней челюсти?
1. Лежа на животе.
2. Лежа на спине.
3. Сидя.
90. Укажите правила выполнения реанимации, если в оказании участвует один человек?
1. Одно вдувание воздуха, пять надавливаний на грудину.
2. Два вдувания воздуха, пятнадцать надавливаний на грудину.
3. Три вдувания воздуха, двадцать надавливаний на грудину.
91. Каковы признаки термического ожога I степени?
1. Покраснение и отек кожи с образованием пузырей.
2. Покраснение и ожог кожи, жгучая боль.
3. Покраснение кожи, сильный зуд.
92. Как оказать помощь пострадавшему с переломом костей стопы?
1. Наложить 8-образную повязку.
2. Наложить шину от кончиков пальцев до коленного сустава.
3. Наложить тугую повязку.
93. Какая повязка накладывается на нижнюю треть предплечья?
1. Крестообразная.
2. Спиральная.
3. Циркулярная.
94. Что нужно сделать для свободного прохождения воздуха в лёгкие при проведении
реанимации?
1. Расстегнуть одежду, положить валик под голову.
2. Подложить валик под лопатки.
3. Выполнить тройной прием Сафара: запрокинуть голову, выдвинуть нижнюю челюсть,
открыть рот.
95. Какой степени тяжести ожог, если на обожжённой поверхности имеются пузыри,
наполненные прозрачной сукровицей?
1. Первой степени. 2. Второй степени.
3. Третьей степ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».