ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ

2

Общие положения
1.
Настоящее положение является основой деятельности библиотеки МАОУ
СОШ № 4.
2.
Настоящее Положение разработано в соответствии
с нормативноправовыми актами Российской Федерации, городского округа Верхний Тагил и МАОУ
СОШ №4 в действующей редакции.
3.
Библиотека МАОУ СОШ № 4 участвует в учебно- воспитательном процессе
в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное
пользование библиотечно-информационными ресурсами.
4.
Цели библиотеки:
•
формирование общей культуры личности обучающихся на основе
федеральных государственных образовательных стандартов;
•
создание основы формирования культуры, развития интеллектуальных
возможностей, обучающихся;
•
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирования здорового образа
жизни.
5.
Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма,
общедоступности,
приоритета
общечеловеческих
ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
6.
Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются Положением о библиотеке школы и Правилами
пользования библиотекой, утвержденными директором МАОУ СОШ № 4.
7.
Руководство школы несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
8.
Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными,
санитарно-гигиеническими требованиями.
I.
Основные задачи
Основными задачами библиотеки являются:
1.
обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации,
знаниям,
культурным
ценностям
посредством
использования
библиотечноинформационных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд);
цифровом (CD-диски) и иных носителях;
2.
воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
3.
формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
4.
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
II.
Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
1.
формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:

3

•
комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научнопопулярными, справочными, педагогическими и методическими документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;
•
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций;
•
аккумулирует фонд документов, создаваемых в образовательном учреждении
(публикаций и работ педагогов школы, лучших научно-исследовательских работ и
рефератов обучающихся и др.);
•
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
2.
создает информационную продукцию:
•
осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
•
организует и ведет справочно-библиографический аппарат;
•
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
•
обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
3.
библиотека
осуществляет
дифференцированное
библиотечноинформационное обслуживание обучающихся:
•
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их запросов и информационных потребностей;
•
создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
•
способствует развитию навыков самообучения;
•
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации;
•
содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с
книгой и информацией;
•
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
•
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
•
содействует членам педагогического коллектива и администрации
учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся;
4.
осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
•
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные
с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
•
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
•
содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации;
•
создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
•
организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;
•
осуществляет текущее информирование;
•
поддерживает деятельность педагогических работников в области создания
информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
•
способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами;
5.
осуществляет библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных
законных представителей) обучающихся:
4

1.

•
консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
•
консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
III.
Организация деятельности библиотеки
1.
В помещении библиотеки организовано место для выдачи документов
библиотечного фонда (абонемент, отдел учебной литературы), индивидуальной работы
пользователей с информацией, предусмотрено наличие копировально-множительной
техники.
2.
Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.
3.
В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает
библиотеку:
•
гарантированным
финансированием
комплектования
библиотечноинформационных ресурсов;
•
необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности и в
соответствии с положениями СанПиН;
•
современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и
копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
•
ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
•
библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.
Руководство школы создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества библиотеки.
5.
Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными
перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом школы.
6.
Режим работы библиотеки определяется директором школы. При
определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
•
двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри библиотечной
работы;
•
одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
•
не менее одного раза в месяц — методического дня.
7.
В целях обеспечения рационального использования информационных
ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека МАОУ СОШ № 4 взаимодействует
с библиотеками городского округа Верхний Тагил.
IV.
Права и обязанности библиотеки.
Работники библиотеки имеют право:

самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в
соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и Положении о библиотеке;

определять источники комплектования информационных ресурсов;

изымать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;

вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда
(в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную
работу, не входящую в круг основных обязанностей работников), по компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение
норматива работы на компьютере и т.д.);
5


иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней;

быть представленным к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
2.
Работники библиотеки обязаны:
•
обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
•
информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
•
обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
•
формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
•
совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
•
обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
•
обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой общеобразовательного учреждения;
•
отчитываться в установленном порядке перед руководителем;
•
повышать квалификацию.
V.
Права
и
обязанности
пользователей
библиотеки.

6

Пользователи библиотеки имеют право:
•
получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых услугах;
•
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
•
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
•
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
документы на разных носителях;
•
продлевать срок пользования документами;
•
получать
тематические,
фактографические,
уточняющие
и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
•
получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях, при пользовании электронным и иным оборудованием;
•
участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
1. Пользователи библиотеки обязаны:
•
соблюдать Правила пользования библиотекой;
•
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных
носителях, оборудованию, инвентарю;
•
поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
•
пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
•
убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
•
расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ;
•
возвращать документы в установленные сроки;
•
заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи
равноценными.
•
полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы.
VI.
Порядок пользования библиотекой.
1. Общие положения:
• запись обучающихся МАОУ СОШ № 4 в библиотеку производится по
списочному составу класса в индивидуальном порядке; педагогических и иных
работников
общеобразовательного
учреждения,
родителей
(иных
законных
представителей) обучающихся — по паспорту;
•
перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
•
документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
•
читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку;
•
обеспечение учащихся учебниками осуществляется коллективным способом
через классных руководителей школы.
2.
Порядок пользования абонементом:
•
пользователи имеют право получить из основного фонда библиотек на дом не
более трех документов одновременно;
•
максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия – учебный год;
научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;
периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней;
7

•
пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
3.
Порядок работы с компьютером, расположенном в библиотеке:
•
работа с компьютерами участников образовательного процесса производится
в присутствии сотрудника библиотеки;
•
разрешается работа за одним
компьютером не более двух человек
одновременно;
•
по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета,
предполагающим оплату;
•
запрещены все эксперименты с системным программным обеспечением;
•
копирование и сканирование материалов производит сотрудник библиотеки;
•
работа с компьютерами и другой техникой производится согласно
утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.
VII. Заключительные положения
5.1. Положение вступает в силу с момента его утверждения.
5.2. Один экземпляр настоящего Положения хранится в библиотеке Учреждения.
5.3. Положение размещается на официальном сайте Учреждения в сети Интернет.
5.4. Срок действия настоящего Положения неограничен, действует до принятия
новой редакции.

8

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».